Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века
Жанр аналитического романа во французской литературе.
Исторический жанр в литературе романтизма
«Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. Мюссе и Стендаль.
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.
«Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.
Христианский социализм
Публицистика Гюго. Основные задачи. Христианский социализм во французской литературе.
«Гузла Мериме». Проблема романтической стилизации. «Гузла» и «Песни западных славян».
Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.
Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.
Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.
Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.
«Утраченные иллюзии». Композиция. Проблематика. Место в «Человеческой комедии».
Логика творчества Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».
Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.
Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.
Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».
Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.
Эдгар По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
Все страницы


Периодизация французского романтизма. Ранний французский романтизм.


Романтизм был ответом человеческого духа на движение истории, ставшее вдруг до осязаемости наглядным. «Преобразился мир» — такова лаконичная формула эпохи, данная Пушкиным. Р. складывается во второй половине 90-х годов XVIII в. почти одновременно в Германии (Гельдерлин, иенская школа) и Англии (Блейк, Вордсворт и Кольридж); зачатки романтического миросозерцания во Франции сказываются уже в книгах Шатобриана («Опыт о революциях», «Гений христианства», «Атала», «Рене»), Жермены де Сталь («О литературе»), Сенанкура («Оберман»).Р. в существенных чертах был реакцией на Просвещение в особенности на просветительский рационализм, на деле романтики больше взяли, чем отбросили из наследия 18 в. Р. Впитал в себя руссоистскую антропологию с ее культом чувства и природы, с идеей «естественного человека». ВЕХИ I 1800-1814 II 1814-1830 III 1830-1848  I Ранний романтизм (1800-1814) Предромантизм Сенанкур, Шатобриан, Нодье. Идея: дезориентированный современник. II «Средний» (1814-1830) Де Виньи, Сент-Бёв, Дюма, Мюссе, Готье. Романтики начинают оформлять свои мысли- Эпоха манифестов. Социальный характер заключается в том, что все что не происходит должно приносить пользу. Ранний Гюго, Альфред дэ Вильи любили католическую религию – первые католические лозунги, воспевали Христа. Герой не рефлектор, а деятель. Обращались к историческим деятелям. Жанр романтической драмы – старение исторических канонов. (Стендаль, Гюго) Модернизация романтической драмы (Власть злая – я хороший). Ограничители человека. III Поздний Виктор Гюго, Эжен Сю, Жорж Санд. Социально-романтический роман. Как сделать так, чтобы простому человеку из народа было хорошо. Многие основополагающие художественные идеи Р. оттачивались и формировались, так сказать, объединяя людей противоположных политических взглядов. Главные эстетические установки «Гения христианства» Шатобриана и предисловия к «Кромвелю» Гюго близки. Одна из определяющих черт романтизма — осознанное стремление к созданию обобщенных символических образов. Романтиков привлекали мифы: библейские, античные, средневековые, фольклорные — и они их многократно переосмысляли и обрабатывали. Но главное — они хотели дать свои образы-мифы. Важнейшие черты романтического художественного сознания: символизм, почти мифологическая обобщенность образа и историзм. Исторической колыбелью романтизма был революционный чад. Человек ниже истории. Ведущая тональность – это ностальгия по разрушенному историческому прошлому. Отправным пунктом романтического историзма было осмысление Великой французской революции и начавшейся с нее эпохи. = отсюда особый характер времени у романтиков — они всегда вносят в изображение нечто «призрачное, жуткое и безотчетное». = были не в состоянии уяснить причины и механизм смены эпох. Отчего прошлое уже прошло? Как и когда наступает момент прощания с эпохой? Этими прямо поставленными или подразумевающимися вопросами нередко начинаются и заканчиваются исторические повествования романтиков. С первых шагов романтического искусства в центре его находилась личность, разбуженная историческим процессом, предоставившим ей неограниченное, как казалось вначале, поле деятельности. Это личность, жаждущая понять законы целого — природы, общества, исторического процесса — и включиться в него. В 30—40-е годы складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э. Сю, В. Гюго и их подражатели в других европейских странах). Романтический социальный роман разоблачал буржуазную эксплуатацию, лицемерие правящих классов, коррупцию правосудия и в конечном счете несправедливость всего общественного устройства. Творцы социального романа стремились не к анализу, а к символизации социальных противоречий в обобщенных образах кроткого страдания, плебейской гордости, олицетворенной справедливости. Тип служения: я ниже мира. Служитель ниже мира и неоценен миром, гибнет зря (социальный романтизм Франции близок русскому = зависимость человека от истории, так же как и судьба и обстоятельства. Конфликт человека и истории)

Байрон – я и Космос. Деструктивный романтизм – мир должен быть уничтожен. Всякая утопия кончается антиутопией. Конфликт байронического романтизма - миф о Прометее: заново рожденный герой выше мира, мир несовершенен и я могу его исправить – (английский романтизм). Проблема внутреннего у человека- отражение страдания человека , человек должен быть исторически исключен из потока жизни. “Человек толпы”, но внутренне претендует на неповторимость. Частный человек эпохи взятый в историческом ракурсе. Категория характера - сложный, раздробленный, требует изучения. Человек рожденный не выделяется из толпы но внутренне исключительный. История оставляет человека без цели. Шатобриан Шотландский аристократ. Написал несколько художественных произведений и трактатов.1797«Опыт о революции» дает представление об истории как о какой то бессмысленности. Монархия будет раскрыта изнутри, революция будет закономерна но принесет еще большее зло. Католичество стало напоминать античное многобожие- каждый молится своему личному святому. История это бег по кругу и развитие не возможно. Нация переживает взлет-падение – философия скепсиса. 1802 г- «Гений христианства», философия просвещения, сопоставляется античное искусство- ущербность, изображение только телесных страстей. Средневековое же искусство обращается к человеку духовному. Христианство предлагает дуальную концепцию человека-1.человек страстный, 2. Человек духовный.(дух есть без страсти, отказ от страстей) 1801- «Атала» (имя индийской девушки ). Любимый – Шахтас, юноша из враждебного племени. Любовь двух дикарей. Тип риторического текста, не психологическая повесть, а иллюстративная философия. Любовная страсть. Человек – пассивная игрушка своих страстей и природы. Шатобриан противопоставляет христианский идеал бесстрастия – земной, языческой жизни во страстях. Рваная композиция, описательный уровень субъективный. Вера лучше цивилизации, природы и любви. Отца Обри зверски казнили – сопоставление с Христом. Рене Аристократ, бежал в Америку. Человек «исторически потрепанный». Первый тип лишнего героя во французском романтизме. Психологическая повесть, предмет текучесть человеческой страсти, Рене не способен на страсть Человек – единица нации, переживания обычного человека наделены невероятными страданиями. Рене кругами расширяет свое знание о мире. Страдание- отрицательно, убивает душевные силы.