Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века - Жанр аналитического романа во французской литературе.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века
Жанр аналитического романа во французской литературе.
Исторический жанр в литературе романтизма
«Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. Мюссе и Стендаль.
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.
«Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.
Христианский социализм
Публицистика Гюго. Основные задачи. Христианский социализм во французской литературе.
«Гузла Мериме». Проблема романтической стилизации. «Гузла» и «Песни западных славян».
Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.
Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.
Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.
Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.
«Утраченные иллюзии». Композиция. Проблематика. Место в «Человеческой комедии».
Логика творчества Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».
Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.
Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.
Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».
Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.
Эдгар По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
Все страницы

 


Жанр аналитического романа во французской литературе.


Аналитический роман наиболее полно проявился во француз­ской литературе. Его истоки мы находим в психологической повес­ти раннего французского романтизма. В повести Ф.-Р. Шатобриана «Рене» (1802) свя­щенник отец Суэль выносит приговор характеру героя, охваченного философским пессимизмом.

В психологической повести основное внимание автора устрем­лено на психологический процесс отчуждения человека от мира. Изображение душевных страданий человека, осознающего себя не­нужным в мире, является жанровым заданием психологической по­вести в раннем французской романтизме (Шатобриан).

Аналитический роман, представляющий собой следующий этап в жанровой эволюции психологической прозы, исследует не столь­ко душевные движения героя, сколько «противоречия стра­стей» (А. С. Пушкин).

Целью аналитического романа является уже не микроанализ душевных переживаний, а доказательство вечной раздвоенности человека между «небом» и «землей».

В аналитическом романе человек воплощает в своем миросо­зерцании метафизический разлад с собой и миром. Грехи «аналити­ческого» характера - это эгоизм, раздвоенность и неспособность к действию. 

Ведущая черта героя аналитического романа — бинарность соз­нания, он заключен в рамках извечного противоборства страстей и рассудка. Композиция сюжета выглядит как четырехступенчатая схема: «мотив-действие-резуль­тат-объяснение». Любой поступок имеет свою причину, чаще про­сто повод - рационально объясненное побуждение к действию

Аналитический жанр эволюционировал довольно быстро -в рамках двух десятилетий он претерпевает изменения от аналитико-психологического до социально-аналитического романа. В соот­ветствии с логикой развития жанра мы рассматриваем три романа: «Адольф» Б. Констана (1815), «Исповедь сына века» А. де Мгоссе (1836) и «Красное и черное» Стендаля (1831).

цель аналитического романа - поиски личного счастья. Ход аналитического романа всегда убеждает нас в том, что человек все дальше и дальше удаляется от этой цели. В сущности, жанровым заданием такого рода произведений является исследова­ние страданий человека, осознающего принципиальную невозмож­ность своего счастья.

В аналитическом романе общество изначально враждебно чело­веку

В «Исповеди сына века» А. де Мюссе жанр аналитического романа обогащается историко-философским содержанием. Первую часть романа можно назвать «теоретической». Она вос­создает «портрет эпохи» — крайний материализм и скептицизм, вы­раженный в поучениях приятеля Октава. Разочарование Октава в любви и дружбе, поскольку ни то ни другое не отвечает высоким нравственным запросам героя-романтика, тоже вызвано отречением от Бога, которое стало главной тенденцией эпохи Рес­таврации.

Безверие поколения является одной из ведущих тем романа.

Перелом в сознании героя наступает после попытки убийства Бригитты Пирсон