Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века - Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века
Жанр аналитического романа во французской литературе.
Исторический жанр в литературе романтизма
«Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. Мюссе и Стендаль.
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.
«Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.
Христианский социализм
Публицистика Гюго. Основные задачи. Христианский социализм во французской литературе.
«Гузла Мериме». Проблема романтической стилизации. «Гузла» и «Песни западных славян».
Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.
Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.
Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.
Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.
«Утраченные иллюзии». Композиция. Проблематика. Место в «Человеческой комедии».
Логика творчества Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».
Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.
Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.
Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».
Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.
Эдгар По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
Все страницы

 


Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.


Бальзак (1799 – 1850) Родился в год рождения Пушкина. Предреалист.

Оперировал гиперболическими романтическими характерами. Называет себя историком современности, секретарем французского общества (социолог).

Его характеры – либо ангелы, либо демоны.

Его дед пахал землю (схоже с Базаровым) Бальсаа (фамилия деда) – отец переделал в «Бальсак» - сын уже доделал до «де Бальзак»

Вырос в коридорах Версаля. Оттуда остались:

 - идеи монархизма

 - аристократические манеры

- неаристократическое преклонение перед католицизмом

Играл в аристократа, хотя сам им не был.

В конце жизни женился на Эвелине Ганской, аристократке. Она много лет его мурыжила, писала какие-то высоко моральные письма, заставляла зарабатывать на салон и положение в обществе.

Пробивался в салоны, где его держали за плебея

Его язык: «позволять себе заволакиваться в величие облаков» противопоставлено жуткому фиологизму в описаниях, «мушиные следы» даже прописывает

20 – ые – первая половина 30х

Первые романы писал в духе неистового романтизма («Наследница Бирага», «Последняя фея». Всего 8 штук)

В 1828 пишет  роман «шуаны или Бретань в 1789 г» (в духе Вальтера Скотта) О восстании британских крестьян во время 1й фр. революции

1831г «Шагреневая кожа» - переломное произведние. Начинает заниматься современностью и современной историей. Падение нравов, смена системы ценностей.

1833  повести «Евгения Гранде», «Сельский врач»

1834 повести «Отец Горио»

Начинает писать романы («Утраченные иллюзии», «Блеск и нищита куртизанок»)

1855 «Крестьяне» Ганьская  после его смерти допубликовала, дописала 6 глав.

«Крестьяне» и «Сельский врач»

- монархия

- народность

 - католицизм

Эти три составляющие – символ веры Бальзака. Лигитимизм – сторонник законной бурбонской ветви власти.

«Сельский врач» Керре – патриотизм: временное

Религия: вечное, способствует общему делу

Хр. Монархизм: земные основы церкви подорвали ее чистоту и авторитет. Богатство губит Церковь, ее священнослужителей. Между Богом и монархом стоит юриспруденция. Монарх подчиняется закону человеческому.

Религия противопоставлена злоупотреблению власти.

народ: Бальзак в 20е годы симпатизировал буржуа. Потом «разлюбил» их, т.к. говорил, что буржуазия развращает людей – полюбил аристократию и просто народ (они настоящие хранители традиций, которые проповедуют лигитимизм)

Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака.

1834 Выходит первое собрание сочинений «Этюды нравов»

1) Сцены частной жизни

2) Сцены сельской жизни

3) Сцены столичной жизни

Называет «Человеческая комедия»: водит по человеческому аду. Эпопея, в которой 200 лиц кочуют из одного произведения в другое. Получается портрет общества

Со слов своего редактора Довена, виден замысел бальзака6 намерен изображать этюды общества, хочет описать человека со всех сторон, во всех фазах. Дать картину общества в целом через элементы

Частные жизни – детство, юность и заблуждения людей и их чувств

Сельская жизнь – страсть, молодость.

Столичная жизнь – крайнее благо в противопоставлении крайнему злу. Разнузданность.

 

Общество развивается по законам живого организма (жизнь).

Этюды нравов изображают социальные следствия. То, что происходит повсюду. Спектакль. Типизированные индивидуальности.

«Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Обедня художника»

 Философские этюды: выясняют причину нравов. Индивидуализированные типы. Кулисы

Все произведения спаяны сквозными героями: «Элексир долголетия», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта», «Прощенный Вельмот»

Аналитические этюды: связь между людьми, событиями, явлениями. Автор. Сюда вошла «Физиология брака» (моральные советы). Хотел еще включить: потологию соц. жизни, «невзгоды семейной жизни»

 

Не вошли в «Ч. комедии»: 8 ранних романов, драматургия, «100 озорных рассказов»

В работе над систематизацией общества ориентировался на общественно-известные труды (Лейбниц, Бюфон): животное растет как животное. Существует лишь одно животное – это закон. Бальзак говорил, что общество похоже на природу, зависит от среды, где развивается. Всегда будут существовать социальные типы

Общество: природа+ общество

Описывать людей сложнее, чем зверей.

Человек стремится выразить свою мысль, но нападает на других, как зверь. Но у животных не т истории, а у общества она есть.

Случай – это история, надо только следить за ним.

Бальзак хочет писать историю нравов.

Идеи: католицизм и монархия. Нельзя описывать равноценно в обществе зло и добро. Получается больше зла.

Сцены жизни: (это все этюды нравов)

1) Частной

2) Провинциальной

3) Парижской («История цезаря Беротто», «Бедные родственники», «Блеск и нищита куртизанок»)

4) Военной – сцены человечества в защите или захвате «Шуаны», «Любовь в пустыне»

5) Деревенской – вечер длинного дня, самые чистые характеры «Сельский врач», «Крестьяне», «Деревенский священник»

6) Политической  - люди живущие не как все. «Темное дело»

Задумал 143, написал 92

Периодизация

 

1)              Неистовый романтизм. Шуаны. 1829-30г

2)              30 – е. Повести. Выражается схема: единый сюжет, гиперболические фигуры злодеев, дворянство – жертва алчных буржуев. Симпатии на стороне монарха. Рассматривает обогащение людей во время революции.

3)              Середина 30х – конец 48: романная форма, многосюжетность.

Виноваты двое: буржуа и дворянство. Крестьяне вне критики.

Богатство на волне финансовых махинаций. Одиночки с этим борются Показывает благонамеренных финансистов, прессу, аристократию с титулами. Механизм второй империи

 

13. Повести Бальзака 1830-х гг и роман «Отец Горио». Социально-философская проблематика.

Повести 30-х г: ««Евгения Гранде»(1833), «Гобсек»(1830), «Шагреневая кожа» 1831 плюс роман «Отец Горио» (1834-35)

«Шагреневая кожа» (1831г.) - переломное произведение. Бальзак начал заниматься современностью и современными историями: падение чести, утверждение буржуазности, меняется система ценностей.

Либо деньги могут всё, либо человек существует помимо денег. Старый сюжет: договор человека с дьяволом. Рафаэль де Валентен – беден, почти нищий, он решает покончить свою жизнь самоубийством. Он хочет утопиться и, чтобы скоротать время до ночи, заходит в антикварную лавку, где старый хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. Эта кожа исполняет желания. Человек не может жить без желаний. Желания сокращают жизнь. Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться время его жизни. Чем больше желаний, тем больше сжимается шагреневая кожа. И антиквар и сама лавка – демоничны. Портрет Христа кисти Рафаэля – торговец дал за него столько золота, сколько на нем уместилось – религия перекупается золотом.

 Золото - единственная всезатмевающая страсть.

Христианство погребено под золотом. Новый Бог – золото.

 «Отец Горио»(1832). В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио. Повествование начинается с пансионата Воке в котором проживают Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по волею судеб узнает трагичную судьбу Горио. Оказывается он был мелким торговцем, сколотившем огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей(Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество начали стеснятся своего отца. Даже, когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

Разрушение семейных связей деньгами.