Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века - Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века
Жанр аналитического романа во французской литературе.
Исторический жанр в литературе романтизма
«Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. Мюссе и Стендаль.
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.
«Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.
Христианский социализм
Публицистика Гюго. Основные задачи. Христианский социализм во французской литературе.
«Гузла Мериме». Проблема романтической стилизации. «Гузла» и «Песни западных славян».
Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.
Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.
Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.
Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.
«Утраченные иллюзии». Композиция. Проблематика. Место в «Человеческой комедии».
Логика творчества Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».
Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.
Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.
Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».
Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.
Эдгар По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
Все страницы

 


Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.


Эдвард Булевер-Литтон (1803-1873)  друзья с Диккенсом, но в позициях расходятся. В 1828 выходит его «Пэлем, или приключения джентльмена». Почти сразу переводят на русский, заинтересовался Пушкин (в Мин.водах пишет «Русский Пелем», 1 главу передрав у Литтона). Если Диккенс стремиться к джентельменству ,достигнув социального комфорта начинает бездельничать, то у Литтона человек не должен становиться джентльменом -ты уже джентльмен, но он должен стать человеком. У него природа –источник морали, которая идет от природы человека.

«Пелэм» - это судьба человека, с авантюрами и приключениями.

 

Мотив вещи и человека(дендизм проявляется):

1)Миленгтон-  жестокий сарказм: “Возле герцогини стоял сэр Генри Миллингтон, весь накладной, втиснутый в модный фрак и жилет. во всей Европе не найти человека, который был бы так искусно подбит ватой...на нем был такой фрак, в котором можно было только стоять!”

2) Росалтон – «Наполеон моды», изобрел стоящий воротник, приказывал обтирать отвороты своих ботфорт** шампанским, «Человек должен делать портного, а не портной — человека.». У него рифма для любовного стиха-башмак,сапог, помада. Становится вещью, когда говорит: «Друзья, которые имеют хороший покрой».

Проявление дендизма (как принято):

-у денди внешнее самообладание превращается в императив “ничему не удивляться” и представляет собой своего рода постоянный внутренний тренинг, чтобы скрывать свои эмоции и эффективно манипулировать людьми, занимая в общении позицию сильного.

- модно одеваться, тратить на это кучу времени ,но чтобы казалось ебрежным. Будто оно само так сшито.

-пристрастие к маскам и маскировке, желание провоцировать;

 

Эстетические коды:

*философ и денди-( Маска денди, светского человека. Под ней – философ. Подобное замышлял и Пушкин в Онегине, но у Бульвера лучше получилось. Фаталист + философ-моралист

)одно и тоже (в придисловии: сочетание философского и авантюрного романа)-условный реализм, языки художественности. Маркеры: человек,вещь, человековещь.

* История Пелэм(денди)-роман карьеры, роман-воспитание: Пелэм переходит от состояния вещи к человеку через политику. Сам он говорит, что настоящий человек может вмещать в себя и дендизм-это для серьезных людей.

*политический роман. О карьере Пелэма, социальная сатира, закулисье правительства.

*семейная хроника (Леди Френсис)

*просветительский роман-(Пелэм к Леди, социальная маска вытесняет человека) развенчать пороки правящего класса – только естественный человек настоящий. Носитель просветительской идеи сэр Винсент. Филосов ,ратует за улучшение нравов. (нравоописание, сатира, дидактичность)

* уголовный роман (предромантический) – у Рэнджела своя история любви к Гертруде, его желание мести в конце романа умрет.он демоническое существо.

* авантюрный роман-Пелэм постоянно перемещается по социальной лестнице. гл.герой Пелэм психологичен. (пробегает всю вертикаль. Его поведение в каждом слое разное. Надевает маски согласно обстоятельствам.Классический ход  - Я единственный сын, отец ограниченный богач, мать бесприданница. спокойствие при любых обстоятельствах – черта верхушки общества).

* классический реализм (характер Пиллэма развивается умственно, духовно и нравственно)

*Детективность (расследования) связана с историей друга Пелэма, сэра Реджинальда Гленвила, После долгой разлуки П. застает его на сельском кладбище над могилой. Потом, став женихом его сестры, он узнает историю Гленвила. Его возлюбленную изнасиловал и поместил в частную психиатрическую клинику, где она умерла, светский проходимец сэр Джон Тиррел. Гленвил долго выслеживал врага, надеясь разорить его за карточным столом и обречь на голодную смерть, но ему не удалось осуществить свой план. Тиррела убивает с целью грабежа другой светский подонок. Однако подозрение падает на Гленвила и ему грозит казнь. Между тем П. удается в последние два дня провести собственное расследование и доказать невиновность друга. Однако душевное и физическое здоровье Гленвила подорвано, и он умирает от чахотки.

 

В воровстве уголовного мира тоже есть свои джентльмены. У них есть свой клуб – тюрьма (общество в миниатюре, некая каста)

Сатира воплощается в герцогине Перленинской: она сентиментальна ,любит вкусно поесть;ее красота искусственна. Она маска: парик ,вставная челюсть, умирает потому что на важном приеме на ее лице выступает сыпь.от такого ужаса отравилась.

Политика: чтобы получить место в парламенте Англии Пелэм обхаживает 2 партии: демократов – Бригса (говорит: Долой аристократию, свободу вероисповеданию); и аристократов-Квентина (намекает на родство, отстаивает принципы борьбы с анархией и смутой).=«Я обладал всеми нужными для депутата качествами». После избрания в парламент начинает себя воспитывать, живет для людей; изучает политику,экономику, конституции США, Англии, Франции-ищет лучшие варианты: «Я перестал рассматривать жизнь как игру».

 

Сэр Винсонт –это авторский голос, говорит как писать романы: надо изучать свою природу, правдивость, наблюдать людей и нравы,