Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века - Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 19 века
Жанр аналитического романа во французской литературе.
Исторический жанр в литературе романтизма
«Исповедь сына века» А. де Мюссе. Художественное исследование поколения 1820-х гг. Мюссе и Стендаль.
Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.
«Отверженные» В. Гюго. Утопические взгляды романиста. Задачи эпопеи. Система образов.
Христианский социализм
Публицистика Гюго. Основные задачи. Христианский социализм во французской литературе.
«Гузла Мериме». Проблема романтической стилизации. «Гузла» и «Песни западных славян».
Поэтика романа-фельетона. Жанрово-поэтический анализ романа Э. Сю.
Смысл названия «Красное и черное». Концепция романа. Композиция и система образов.
Жанровая природа романа «Красное и черное». Жюльен Сорель в разных жанровых прочтениях.
Замысел и план «Человеческой комедии» Бальзака. Общественный идеал писателя. Этапы творческого пути.
«Утраченные иллюзии». Композиция. Проблематика. Место в «Человеческой комедии».
Логика творчества Диккенса. Этическая проблематика романа «Домби и сын».
Художественные открытия Диккенса. Жанровое содержание романа «Дэвид Копперфильд». Проблема добра и зла в романе.
Категория судьбы в романе Диккенса «Большие надежды». Диккенс и Бульвер-Литтон. Английский вариант социального романа.
Мифологема Белого Кита в художественной структуре романа Мелвилла «Моби Дик». Философия капитана Ахава в системе «всемирной этики».
Жизненная философия дендизма в романе Бульвер-Литтона «Пелэм». Эстетические коды в романе.
Эдгар По. Особенности художественного метода. Новеллистика.
Все страницы

 


Виктор Гюго «Собор Парижской богоматери». Философия зодчества в романе. Образ-символ собора и его худ. проекции.


Гюго – из мелкобуржуазной семьи. Отец стал генералом наполеоновской армии, его мать — дочь судовладельца, была роялистка-католичка.

В трилогии романов которую наметил себе Гюго «Собор Парижской богоматери» ? Ананке (греч. рок) Религии. Рассматривает смену парадигмы с теокритической на секуляризационную. Поэтому выбрал 15 век – реформация в Европе.

Начинается с прибытия послов для заключения брака  между дофином и Маргаритой Фландрской. Чулочник в сватах принцессы на равных общается с кардиналом – смена сословий, третье сословие будет править бал вместо аристократии.

Демократизация сознания. В 15ом веке изобретают книгопечатание – люди начинают печатать книги, начинают мыслить.

Историко-философский роман. Изменил схему исторического романа Вальтера Скотта. Частная судьба в переложении истории эпохи. Народ – двигатель истории.

Главный действующее лицо – собор парижской богоматери. 15 век – готический собор: темные мрачные своды и летящий вверх шпиль. Шпиль собора – верх церкви. Тело собора – увечия, реставрации, шрамы революции, три пояса (романский, готический, возрождение). Душа собора – сколь искалечено тело, столь и душа, Квазимодо соборообразен (как улитка принимает форму раковины), по словам толпы он оживлял собор.

Квазимодо - двойник Клода Фроло и собора. Физически зависимое существо (собака и ее господин). Квазимодо это душа собора,  истинный господин собора убивает ложного за то, что тот предал Бога. Оглохший и онемевший урод – оглохший народ, но верящий в Бога. Клод Фролло – верхушка собора, и она лишена веры.

Клод Фролло. Трагедия в том, что он понимает, что ему суждено служить зданию, а в здание он не верит, верит в книги. Сцена с переодетым королем показывает, что он не верит ни в Бога ни в человека, только в золото (алхимия). Священнослужитель, продающий душу дьяволу. Уметь делать золото – быть равным Богу. Золото и деньги – новая власть. Клод Фролло против церкви, хотя сам священник. Мысль о науке убивает веру Фролло, мысль о науке убита женщиной. Это треугольник где ни чего не достигнуто. Носит черты образа Каина (понимает, что виновен в смерти Жана) и Доктора Фауста (алхимик, келья как на картине Рембрандта). Понимает, что здание это книга (мысль автора), его нужно уметь читать. Страх перед изобретением печатного станка: до 15ого века христианское зодчество – книга человечества. Каждая цивилизация начинается теократией и заканчивается демократией. Отныне зодчество не будет народным, а будет индивидуализированным. Золото уже не главное, главное книга. Отсюда время – мое проклятие (Фролло). По-этому и ананке (греч.) а не фатум.

Архидьякон собора, - одна из первых печатных книг, вышедших из-под типографского пресса Гутенберга. Дело происходит в келье Клода Фролло в ночной час. За окном высится сумрачная громада собора.

“Некоторое время архидьякон молча созерцал огромное здание, затем со вздохом простер правую руку к лежащей на столе раскрытой печатной книге, а левую - к Собору Богоматери и, переведя печальный взгляд на собор, произнес:

- Увы! Вот это убьет то”.

Письмо – зодчество. Каждый кто умеет писать может быть зодчим. Человек все дальше и дальше отходит от церкви - становится самостоятельным. Гюго прослеживает историю зодчества, трактуя его как “первую книгу человечества”, первую попытку закрепить коллективную память поколений в видимых и значимых образах.

Гюго Разворачивает перед читателем грандиозную вереницу веков - от первобытного общества к античному, от античного - к средним векам. Согласно Гюго, первая большая эпоха в истории цивилизации - это первобытная эпоха, когда человек впервые в своем сознании отделяет себя от вселенной, начинает понимать, как она прекрасна, и свой восторг перед мирозданием выражает в лирической поэзии, господствующем жанре первобытной эпохи. Своеобразие второй эпохи, античной, Гюго видит в том, что в это время человек начинает творить историю, создает общество, осознает себя через связи с другими людьми, ведущий вид литературы в эту эпоху - эпос.