Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).

 

«Улисс» — второй (и наиболее известный) роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в американском журнале «The Little Review» с 1918 по 1920 гг. и был издан полностью во Франции 2 февраля 1922 года. На родине писателя роман впервые был издан в 1939 году.

«Улисс» — сложное полистилическое произведение, повествующее об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского обывателя и еврея по национальности — Леопольда Блума. Этот день Лео Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против нее никаких мер.

Текст «Улисса» для неподготовленного слушателя – это хаос. Полифония, из которой все же отчетливо выделяются три голоса. Это Стивен, это Леопольд и Моли Блум. Роман допускает практически любые интерпретации. Джойс отказывается от деления персонажей, от структурирования. Имитация картины мира.

Джойс использовал 18 различных техник письма. Причем в 10 эпизоде они собраны воедино (он напоминает обзор с высоты птичьего полета. Мы можем наблюдать 18 человеческих историй, которые разворачиваются перед нами в один момент времени). Джойс придерживается трех основных стилей: 1. Исходный Джойс: простой, прозрачный, логичный и неспешный. Это основа главы 1 первой части и глав 1 и 3 второй части; прозрачные, логичные, медленные отрывки встречаются и в других главах.

2. Неполная, быстрая, отрывистая форма выражения, передающая так называемый поток сознания или, скорее, прыжки сознания. Примеры этой техники можно найти в большинстве глав, хотя обычно ее связывают только с главными героями. К обсуждению этого приема мы обратимся в связи с заключительным монологом Молли в главе 3 третьей части, наиболее знаменитым его примером; сейчас же можно сказать, что в нем преувеличивается вербальная сторона мысли. А человек не всегда думает словами, он думает еще и образами, поток же сознания предпологает поток слов, который может быть записан, однако трудно поверить, что Блум непрерывно говорит сам с собой.

3. Пародии на различные нероманные формы: газетные заголовки (часть II, глава 4), оперетты (часть II, глава 8), мистерии и фарсы (часть II, глава 12), экзаменационные вопросы и ответы по образцу катехизиса (часть III, глава 2). А также пародии на литературные стили и авторов: бурлескный рассказчик части II, главы 9, тип автора дамского журнала в части II, главе 10, ряд конкретных авторов и литературных эпох в части II, главе 11 и изящно исполненная газетчина в части III, главе 1.

«Поэтика поперечного разреза». Замещение поэтики фабулы поэтикой поперечного разреза – принцип нонселекции (отказ от отбора фактов). Полное приятие незначимых актов повседевной жизни, которые ни к чему не ведут. Если в романе с фабулой все для чего-то нужно, А вводится, для того чтобы потом появилась В. Здесь все просто так. Берется один день жизни и срезается все стороны и моменты жизни. "экспрессивная форма"- это когда у него форма замещает отсутствующее или незначительное содержание, когда содержанием текста становится стиль этого текста, когда формальные приемы конституируют из одного и того же хаоса всякий раз нечто новое; . Эпизод в редакции инрландской газеты. Высмеивание журналисткой деятельности. Журналисты ведут тупые, бессмысленные разговоры = на уровне содержания ничего не происходит, но на уровне формы – это пародия. Сам эпизод оформлен в виде газеты (различные фигуры речи, газетные заголовки и т.д.). преобладание формы над содержанием. Поворот модернистского романа к превалированию формы, она может жить сама по себе, ни имея ничего общего с содержанием. Поэтика экспрессивной формы. Дургой пример, когда форма начинает играть роль содержания – 11 эпизод «Сирена». Имитация музыки; все построено на ритме, а не на смысле. Джойс стремился зафиксировать все наброски модернистского романа. Это сумма всего универсума. Создать драматическое повествование самого мира. Рассказчик зачастую отделен от персонажа. Порой мы не можем понять, чей именно голос сейчас мы слышим. Роман, в котором происходит кризис персонажа, т.к. четкий образ персонажа разрушается. «Улисс» - это роман нигилизма, роман разрушения.

Анализ эпизода:

В третьем эпизоде («Протей») атаке подвергается философия: старый мир ставится под сомнение не в своих случайных проявлениях, но именно в своей природе упорядоченного космоса, универсума, однозначно расчисленного и определенного по неизменным правилам аристотелевско-томистской силлогистики.

Эпизод открывает отсылка к Аристотелю. Начальная тема – реальность окружающего мира и способы его восприятия человеком, слух и зрение. Мысли Стивена не покидает фигура Аристотеля, праотца схоластики. Исходная тема весьма важна для «Улисса»: это развиваемая Аристотелем тема о достоверности восприятия и о различиях двух главных видов восприятия, зрения и слуха. Потом эта тема перейдет от Стивена к Блуму, а в конце романа, когда Стивен и Блум сойдутся, она завершится выводом «Итаки» (совпадающим с выводами современных культур-философов: у «иудея» Блума доминирует слух, у «эллина Стивена - зрение»).

Стивен начинает свою прогулку по пляжу, думая об Аристотеле. Но Стивен заходит дальше: он думает как Аристотель. Первые параграфы эпизода построены из ясно разделенных фраз, из недвусмысленных формулировок, следующих одна за другой в рациональном ритме и тщательно аргументированных. Стивен думает о своем кризисе: он уже не является «чем-то», еще не став при этом «чем-то другим». Размышляя об этом, он рассуждает по моделям того, что было прежде. Но постепенно, когда глаза его обращаются к морю и очертания того, что он отрицал, обрисовываются четче. Ритм монолога становится более подвижным и нерегулярным, прежняя аргументация, разделенная на упорядоченные отрезки, превращается в нечто вроде непрерывного потока, в котором вещи и идеи теряют свойственный им облик и становятся смутными, двусмысленными, двуликими:

«Песий череп, песий нюх, глаза в землю, движется к единой великой цели. Эх, пес-бедолага! Здесь лежит тело пса-бедолаги… Задние лапы стали раскидывать песок; потом передние принялись грести, рыть. Что-то он тут хоронит, бабку свою. Он вгрызался в песок, разгребая, раскидывая; остановился, прислушался, снова принялся рыть яростными когтями, но вскоре перестал, леопард, пантера, зачатый в прелюбодействе, пожирающий мертвых…»

 Таким образом, тон монолога оправдывает отсылку к Протею (гомеровское название этого эпизода). Теперь не столько содержание, сколько форма мыслей Стивена знаменует собою переход от космоса упорядоченного к космосу текучему и переливчатому, в котором смерть и новое рождение, контуры предметов, человеческая судьба – все это становится неопределенным, чреватым возможностями. Мир Протея – не хаос, но все же это универсум, в котором устанавливаются новые связи между вещами. Тем самым Протей вводит нас в самый центр «Улисса» и закладывает основу мира, в котором господствует метаморфоза, постоянно порождающая новые центры отношений. Протей расплавляет аристотелевскую философию в музыке моря.

Стивену Дедалу дано имя, нагруженное многими смыслами. Д. С. — это и христианский мученик Стефан; удел художника, намекает Джойс, — быть гонимым, жертвой, «мучеником». Еще прозрачнее аллюзия Д. С. на хитроумного мифического мастера Дедала, создавшего и возносящие к небу крылья, и запутанный лабиринт — многозначная метафора пути и предназначения художника. Мысли Д. С. постоянно связаны с двумя темами: родины и религии. С одной стороны, Д. С. — патриот Ирландии, с другой — ради нее он не желает жертвовать своей свободой и призванием художника;