Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы


Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.

 

Гессе верил в предопределения судьбы, жизнь несет божественную искру. Очень интересовала восточная философия, он ощущал общий упадок западной культуры, соответственно постоянно обращался к восточной.

Одна и та же сущность воплощается в разных эпохах, телах, следовательно Гессе стремится к жизнеописанию.

Идея Хаоса. Самое главное- это выжить перед хаосом, все интеллигентные люди воспитаны на примере западной культуры, но она рухнула, соответственно, главное выжить, но не все выдерживают и доходит до суицида.

Роман представляет собой записки Гарри Галлера, найденные в комнате, где он жил, и опубликованные племянником хозяйки дома, в котором он снимал комнату. От лица племянника хозяйки написано и предисловие к этим запискам. Там описывается образ жизни Галлера, дается его психологический портрет. Он жил очень тихо и замкнуто, выглядел чужим среди людей, диким и одновременно робким, словом, казался существом из иного мира и называл себя Степным волком, заблудившимся в дебрях цивилизации и мещанства. Сначала рассказчик относится к нему настороженно, даже враждебно, так как чувствует в Галлере очень необычного человека, резко отличающегося от всех окружающих. Со временем настороженность сменяется симпатией, основанной на большом сочувствии к этому страдающему человеку, не сумевшему раскрыть все богатство своих сил в мире, где все основано на подавлении воли личности. Как и сам Галлер, рассказчик тоже называет его Степным волком, забредшим «в города, в стадную жизнь, — никакой другой образ точнее не нарисует этого человека, его робкого одиночества, его дикости, его тревоги, его тоски по родине и его безродности». Герой ощущает в себе две природы — человека и волка, но в отличие от других людей, усмиривших в себе зверя и приученных подчиняться, «человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде, и один только изводил другого, а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится».

Сам волк - это самостоятельное, свободное, естественное существо, но одинокое. Но при этом герой тоскует по гармонии. Г.Г несет в себе и ад и рай и при этом он должен создать свой мир, совсем другой. Получается, что Гессе в произведение описал проблему всего поколения.

В эпоху бескультурья человечество погружается в хаос и нет выхода назад. Г.Г.- очень интеллигентный человек, он негативно отзывается о современной музыке, поскольку любит Баха и Моцарта. Но это все живет только у Гарри в голове, он цепляется за руны культуры. Но по сути Гарри играет трагедию, которая уже отмерла.

Немецкий интеллигент подчиняется «гегемонии музыки», мечтает о языке без слов, «способном выразить невыразимое», жаждет уйти в мир дивных и блаженных звуков и настроений, которые «никогда не претворяются в действительность». Действительность определяют генералы и промышленники, считающие интеллигентов «ненужной, оторванной от действительности, безответственной компанией остроумных болтунов». В этих размышлениях героя и автора, видимо, кроется ответ на многие «проклятые» вопросы немецкой действительности и, в частности, на вопрос о том, почему одна из самых культурных наций в мире развязала две мировые войны, чуть не уничтожившие человечество.

Нисхождение в подвал- эти образы связаны с общением с женщинами.

Роман с Герминой – родство одиноких душ.

Гермина- аниме для Гарри. С одной стороны, говорит, что будет любит ее, быть с ней, а с другой говорит, что он ее убьет.

Одним из мотивов творчества- это бегство от авторитетов, в частности и от отцовского.

Психоаналитические концепции.

1)   Центростремительный- стягивание мира романа внутрь психики персонажа.

2)   Задача Гессе - путь вочеловеч-я героя, от хаоса к цельному самоощущению + герой соскальзывает в другую реальность, которая происходит незаметно.

3)   в конце романа 2 героя: паломник и некий идеал (Гете, Моцарт)

4)   Герметические роли

В конце романа герой попадает на бал-маскарад, где погружается в стихию эротики и джаза. В поисках Гермины, переодетой юношей и побеждающей женщин «лесбийским волшебством», Гарри попадает в подвальный этаж ресторана — «ад», где играют черти-музыканты. Атмосфера маскарада напоминает герою Вальпургиеву ночь в «Фаусте» Гете (маски чертей, волшебников, время суток — полночь) и гофмановские сказочные видения, воспринимающиеся уже как пародия на гофманиану, где добро и зло, грех и добродетель неразличимы: «…хмельной хоровод масок стал постепенно каким-то безумным, фантастическим раем, один за другим соблазняли меня лепестки своим ароматом […] змеи обольстительно глядели на меня из зеленой тени листвы, цветок лотоса парил над черной трясиной, жар-птицы на ветках манили меня…»

Полярность

Объединение противоположностей: + и - , черного и белого, рацион. и чувства, идеал за пределами. В восточной философии люб. чел. отказавшись от себя, растворившись в других. Гармонию можно достичь перестав делить мир на черное и белое и т.д, нужно научится получать удовольствие.

Гермина была вне Гарри, поэтому он убивает ее.

Двойственные фигуры: Гарри- волк, Гермина- мудрец.

Фантастика и реальность сливаются. Галлер убивает Гермину — не то блудницу, не то свою музу, встречает великого Моцарта, который раскрывает ему смысл жизни — её не надо воспринимать слишком серьезно: «Вы должны жить и должны научиться смеяться… должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни… и смеяться над её суматошностью». Юмор необходим в этом мире — он должен удержать от отчаяния, помочь сохранить рассудок и веру в человека. Затем Моцарт превращается в Пабло, и тот убеждает героя, что жизнь тождественна игре, правила которой надо строго соблюдать. Герой утешается тем, что когда-нибудь сможет сыграть еще раз.

Тема духовного одиночества и «окаянства» наиболее ярко кристаллизируется в символах «Степного волка», так же, как мотив «сумасшествия» и трагического противостояния гениального одиночки нормальному, уютному, добропорядочному бюргерскому миру. Авторская исповедь. В марте 1925 г. Гессе говорил о себе как о заблудившемся животном, которое «бродит по степи и вдыхает ледяное одиночество». Он потерянно скитался, жил отдельно от жены, посещал бары. Пиетизм запрещал любовные утехи под угрозой проклятия. Теперь Гессе хочет почувствовать в себе животное, которого манит близость. Его стыдливый интеллектуализм разбивается в прах. и с риском не понравиться читателям бесстыдно опишет свой отважный разнузданный опыт, помогающий ему отогнать тоску.

Гарри Галлер распутный герой, равнодушный ко всему, к своей больной жене и потерянной репутации, обеспокоенный, как и автор, прибоем Первой мировой войны, хочет уйти из жизни. В этом двойственном герое человек олицетворяет все духовное, утонченное, культурное, что находит в себе, а волк — все импульсивное, дикое и хаотичное.

Диагноз европейской культуры. Но этот мир, куда он пожелал спуститься, открыл ему три формы видения: мировосприятие боязливого и банального буржуа, взгляд волка, противостоящего стае и непредвиденным опасностям; иронический взгляд бессмертных. Нужно научиться смеяться.

1220е гг. Германия, дрожащая от нищеты и смуты, тянется к варварству. Молодежь объединяется в группировки, принимает наркотики, вооружается. Университеты закрываются. Потом приход Гитлера.

По Герману Гессе, все предвещает новую войну.

Ощущение тоски — один из источников чувства безнадежности, возникающего у Гарри. Насилие не принадлежит ни стране, ни культуре — оно спит в каждом из нас. Невроз у сильных, наиболее умных и одаренных.

Человек полон первобытных инстинктов, необузданных страстей, животных влечений. Но культура, мораль, законы общежития заставляют прятать зверя. Европейская культура рушится. Зверь выходит на свободу. Теперь нужно создать нового человека. Поворот от «внешнего» человека к «внутреннему» человеку, от несовершенной личности к совершенной, о трудностях процесса «вочеловечевания», о продвижении низкого, эмпирического «я» к высшей личности. поэтизация мирного существования на лоне природы.

Особенности поэтики.

 1)   Центростремительный- стягивание мира романа внутрь психики персонажа. Есть действительность внутренняя, душевная, действительность мыслей и переживаний На место внешнего движения приходит динамика внутренних процессов, которая берет на себя функцию двигателя сюжета

2)  рассказ в рассказе. Возможность перехода от реальности к фантастике. Предисловие + дневник Гарри.

3). Персонажи, как и герой, лишены пластической выразительности, как и место действия гессевских романов. 

4). «Синтетический герой» - «люди без свойств». Описание персонажей неважно. Всё – внутри. Имена в романах Гессе имеют мало общего с характером и психологией обознача­емых ими героев, а в гораздо большей степени являются при­надлежностью душевной жизни автора (Гарри Галлер = Г.Г. = Г. Гессе)

5). «Магический театр» —школа построения совершенной личности. + в конце романа 2 героя: паломник и некий идеал (Гете, Моцарт).