Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы


 

Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.

Знакомство Гессе с психоанализом совпало с годами первой мировой войны, вызвавшей в нем глубокий душевный кризис. Непосредственным следствием этого кризиса явилось обращение писателя к своей внутренней жизни и усиление внимания к глубинным душевным процессам психики. На пути самопознания и углубления в свою душевную жизнь психоанализ представлялся ему наиболее обоснованным методом, который мог помочь разобраться в своей душевной жизни.

Гессе помогал доктор Ланг, ученик психоаналитика Юнга. В 1916-1917 лечился у него в психиатрической лечебнице. Знакомство с психоанализом ? в творчестве.

Психоанализ важен как реальный процесс, открывающий человеку доступ к хаосу его душевной жизни: «ласковое подслушивание сокровенных источников, и лишь после этого критика и отбор из хаоса». Восстановление гармонии в мире самым пря­мым образом связано с гармонизацией собственного существа.

По Юнгу:

«Самость» - искомая тотальная личность. Галлер ищет её. Принципиально непознаваема, сознание никогда не сможет осознать всего бессознательного. Таким образом, обретение целостности есть бесконечный процесс, недосягаемый идеал.

«Персона» - (Гарри-человек) маска человека.

«Маска» -обожествление рационального начала.

«Тень» - («степной волк»).

«Анима» (Гермина) – образ души.

Пабло воплощает нереализованные стороны личности Гарри Галера. Гарри противопоставляет Пабло и Моцарта. Для него эти два человека означают прямо противоположные тенденции в культуре, чувственное и духовное начала. В конце романа Гарри понимает, что Пабло и Моцарт – это одна и та же фигура, так как нельзя отделить дух от тела, чувственность от интеллекта.

Через грязь и похоть нужно видеть прекрасное в жизни.

Гермина - не только двойник героя, но и воплощение его бессознательного, а точнее — «образ его души» (+ когда мальчик, когда девочка). Страстно любит жизнь, умет находить удовольствие в любых мелочах. Воплощает все те качества, которые оказались пренебрежительно отвергнутыми западной культурой на исходе ее развития. Джаз, а не классическая музыка; вкусная еда и здоровый сон вместо аскезы.

Символы в романе:

·       Волк (символ «зверя», «дьявола» в христианской мифологии, символ дионисийской стихии, ницшеанского «зверя» и, наконец, символ подавленных бессознательных влечений);

·       двойники и зеркальные отражения (ипостаси личности Гарри);

·       карнавал в «Глобусе» (переворачивание «верха» и «низа», переодевание, сбрасывание привычных масок и примерка новых; см. о карнавале у М. Бахтина);

·       подземелье – «ад», где происходит последний танец Гермины и Гарри (символ нисхождения в недра собственной души);

·       смех (см. выше);

·       радио (символ жизни);

·       плюс ряд цветочных символов, имеющих отношение к активизации чувственного начала в герое (камелия в волосах Гермины; лотос во время танца на карнавале).

История Гарри Галлера в принципе может быть све­дена к одной краткой формулировке — это история выраста­ния человека из своей внешней оболочки, поступательное высвобождение личности из своего «Я» и ее стремление к идеалу «Бессмертных».