Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.

 

Из лекций: У Кафки противостояние героя-одиночки и мира, но по-новому, не как у Ремарка, Хемингуэя, Музиля. Страх перед миром, общение со всеми пугает – отчуждение, неспособность общения с миром. Он во всем останавливается на полпути, нежелание играть роль до конца, страх. Кафка ничего не довел до конца, ни один роман не дописан. Писал ночами. Образ отца – всесилен: Кафка чувствовал неполноценность+протест (стремится к признанию замком+жуткий страх окончания, рез-та этой борьбы). Страх изменить привычную роль в обществе.

ЗАМОК. Роман «Замок» как притча: человек обречен в борьбе с авторитетной фигурой, он вечно бьется преодолеть и никогда не может.

Герои Кафки обычно с фамилией на букву «К». Все персонажи стремятся прикрепиться к фигуре власти – Замок, отец, Бог и т.п.

Замку плевать на город, он их всех игнорирует. Замок – мир бумаг, две разрозненные сферы.

Семья посыльного Варнавы - Амалия, Ольга сами решили, что виноваты – не члены социума.

 К. – чужой, его не принимают, его неосознанно игнорирует власть, а просто не замечают.

Страхи Кафки персонифицируются, персонажи – это его страхи.

3 мира: 1 мир – Кафка раб (Деревня)

2 мир – мир отца, власть (Замок)

3мир – мир счастливых людей (из него приходит К., чтобы добиться расположения власти).

Роман «Замок». Состояние свободы – жуть. К. не хочет разрешать ситуацию, т.к. болезненно одинок, стремится к какой-то общности, т.к. боится свободы.

Человек не м. победить и восп-ся свободой.

Мира мы не видим, только деревня и Замок.

Бюрократизм доведен до абсурда: драка за папки, которые приносят утром как завтрак.

Сон и реальность перепутаны: реальность сумасшедшая, воспринимается как сон +К. засыпает, когда все вроде бы должно стать ясно (как по-нормальному во сне). (По написанию похоже на сонный бред, как он по снегу добирается до Замка особенно – от меня).

«Замок» - притча о том, как люди творят себе богов.

Жанры: сатира (бюрократия), роман-дистопия, волшебная сказка (Замок, хозяйка гостиницы=Б.Яга, Фрида – принцесса, в замке живет загадочное существо), притча (обобщенные герои, К. – человек вообще, о том, как люди создают себе богов).

Магический реализм у Кафки: волшебные вещи поданы канцелярским стилем, пересказ событий, бесстрастность => человек – безличный предмет, ничего не должно удивлять (человек-насекомое – это нормально, главное на работу не опоздать).

Поэтика сна: нет проблем между соотношением образа/смысла.

 

Из книжки Крис (Болгарин И.)

Кафка - Аналитик  страха.  Подвижник  с  разорванным  сознанием.  Босх художественного слова. Литературная Кассандра. Эксперт по вопросам абсурда. Душа, мученически борющаяся во имя милосердия. Негативный теолог. Удивительное понимание несказанного.  Не сдающаяся  обреченность. Отчаянная борьба до последнего вздоха.

Главная тема Кафки - бессмысленность жизни. Киркегор разрабатывал ее как философ, Кафка - как художник. Его отчаяние и сравнимо лишь с отчаянием Киркегора.

Мир бесчеловечен, человек лишен в нем лика и осужден на гибель. Киркегор из этих посылок пришел к необходимости абсурда веры, Кафка - к необходимости абсурда жизни. Оба - к страстному утверждению личностности, персональности, ответственности человека.

Кафка  -  человек  разорванного  национального  сознания:  еврей, подсознательно рвущий с еврейством под давлением жизни, еврей, в равной мере тяготеющий к своим и чужим, желающий укорениться в собственном народе и... его гонителях.

Кафка не был разрушителем - он был созидателем. Он не вел к краху старого мышления и к торжеству нового, а просто показывал, что все новое суть библейское. Сила его  воздействия обусловлена возникающим в нас чувством, что настоящие секреты позабыты, ключи к тайне утеряны, а некогда существовавшая  целостность  восприятия  утрачена и теперь  трагически невосстановима.

Герой "Замка" обречен, но не говорит: я сдаюсь. Он убеждается в господстве зла, но не идет на соглашение с ним, не продает своего первородства  за  чечевичную похлебку и отвергает  теплые  местечки, предложенные в обмен за  человеческое достоинство. Он ужасно одинок, бесконечно слаб по сравнению с враждебной ему необходимостью, но не боится ее как другие и старается проникнуть в самое ее чрево, действует, суетится как букашка, ищет путей и выходов. Он не лебезит, не холуйствует, держит себя с персонифицированной мировой властью как равный, непорабощенный. Он ничего не добьется, но от своего не отступит. Бюрократическая машина легко может его запутать, сбить с толку, обессилить, загубить, но она не может заставить его сказать: пусть будет по-вашему. Мы видим ничтожность героя, но не можем отказать ему в уважении: он одинокий, подверженный страстям человек, но он упорный человек и не предает себя.

Почти все герои Кафки, как и он сам, аутсайдеры, всеми силами стремящиеся приспособиться к жизни, стать "такими, как все", "хорошими людьми". Как и для самого Кафки, эта задача оказывается им непосильной.

Здесь-то заключена суть конфликта "двух миров" Кафки. Его основная дилемма - можно сказать, трагедия его жизни - заключалась в том, что он восхищался жизнью, исполненной мирной простоты ("нормальности") и стремился к ней, тогда как его терзала природа, стремящаяся к чему-то иному, требующая чего-то еще. Он не смог примирить эти два стремления.

Кафка страдал многими комплексами, ужасающей бессонницей, но никогда не пытался бороться с ними, словно понимая их плодотворность - что из них питается вдохновением. Он говорил, что его бессонница неотторжима от творческого процесса: не будь этих страшных ночей, он бы вообще не занимался литературой.

   Писательство для Кафки не просто бегство от мира или победа над отцом ("ибо здесь он брал верх над отцом, которому вход в литературу был закрыт"), но - "сладкая и чудесная награда", возможность преодоления материи, входа в "иные миры", приведения мира к чистоте, правде, незыблемости. Говоря: "письмо - форма молитвы", - он имеет в виду очищение, приобщение к единственно подлинному миру - духа.

Кафка в литературе такой же гигант, как Коперник или Ньютон в науке.

 

  Когда Томас Манн дал одну из книг Кафки Альберту Эйнштейну, последний вскоре вернул ее со словами: "Я не смог прочитать ее, ум человека недостаточно к этому готов". Дело не в том, что Кафка был недоступен его пониманию, -  просто несовместимость структур личностей препятствовала резонансу  предельно  амбивалентного и напряженного "мира  Кафки"  со "здоровым", не склонным к излишней рефлексии "миром Эйнштейна".

 

В сущности все его герои -  чистые юнговские архетипы: мессии, безуспешно штурмующие небо (землемер К., Йозеф К.); утомленные, жаждущие покоя боги (отец в Превращении ив Приговоре, чиновники в Замке и в Процессе); взыскующие спасения и добродетели (почти все женские персонажи). Все они из сизифова рода, а их неудачи восходят к наказанию человека за то, что грешник так и не оплатил плод с древа познания добра и зла.

Даже имена его героев - только символы: Йозеф К. - Joseph-stadt, пражское гетто, Сордини - сурдинка, "труба" последнего суда, Амалия - легендарная Амальбурга, преследуемая любовью наследника Бога на земле, Замза - sam isem, "я один". Возможно, эти трактовки излишне буквальны и слишком узки для каф-кианской многозначности, но даже в буквальности своей они бесконечно содержательны.

Романы Кафки  - мифы  поиска. Замок,  например, содержит  явные реминисценции рыцарских поисков св. Грааля, странных приключений Дон Кихота, беньяновских Путешествий пилигрима. Здесь везде герой вожделеет не обладать вещью, но обрести духовную субстанцию, преобразовать мечту. Здесь герой должен преодолеть многочисленные преграды, найти выходы из лабиринтов жизни, преодолеть ее чердаки и подвалы. Землемер К., если хотите, странствующий рыцарь, отличающийся от своих предтеч поражением в своих поисках. Те преодолевали все преграды, этот тонет во всех лужах. Те - победители, этот - поверженный. Сам Кафка со свойственной ему интеллигентностью и тактом интерпретирует это поражение словами "нельзя овладеть неуловимым"...

 

Дополнительно: Новелла «Превращение». Не только мир, но даже собственное тело может подвести. Непохожесть на остальных – полная изоляция, физич. И духовная.

Образы мучений – это символы духовных терзаний.

Жизнь в абсолютной несвободе, т.к. она на самом деле никому не нужна.

Центральная тема – страх, отчуждение. Грегор Замза проснулся и обнаружил, что он превратился в насекомое. Он жук. Думает о работе, опоздании, родителях, завтраке. Странный рассказ, в конце жук умер, чем принес огромное облегчение семье. Он просто понял, что он не нужен, что его больше не любят.

 «Приговор». Георг. Тоже страх перед отцом, нет уверенности, что имеет право жить счастливым, иметь все, что у него есть, пока жив отец. От адекватного восприятия дей-ти – к болезненному (упрека отца хватило, чтобы Георг утопился, отец то огромный богатырь, то крошечный, как ребенок). Отец странный: «я приговариваю тебя к казни водой!», после чего Георг вспрыгивает, бежит к реке и топится.

 

Из моего дневника читателя:

«Огромный Замок не давал о себе знать». Человек К. приехал в деревню, чтобы попасть в Замок. Из трактира, куда он зашел, его выгоняют, так как не разрешено. Хозяин Замка запретил.

Замок                 -                   мост             -         Деревня

(мало снега, на холме)                               (много снега)

«… в этом было что-то безумное»

Назвался землемером, хотя им не был и его не звали. Но к нему сразу же непонятно зачем приставили двоих помощников Артура и Иеремию. К. говорит: «Я буду называть вас Артур. Для меня вы один человек». Они – бесы, черти.

Кламм – некий чиновник, формально – начальник К. Кламм – как орел, но не гордая птица, а скрывающаяся в вышине.

Кафка – К. – Кламм

Фрида – работала в гостинице для господ из Замка, носила «звание любовницы Кламма»ю

Старуха, хозяйка постоялого двора К.: «Вы не из Замка, вы не из Деревни, вы – ничто!»

По ее мнению К. – слепой крот в этом месте.

Замок – власть, бюрократическая машина, иерархическая система.

«Взгляд К. не мог задержаться на Замке и соскальзывал вниз».

Ваще не понятно, чем закончилось=)