Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»

 

Немного из лекции:

Его философия:

В мире нет порядка, нет гармонии.

Гармония – иллюзия, созданная мозгом человека. На самом деле миром управляют слепые силы.

У Шопенгауэра – мировая воля, у Ницше это называется дионисийским. Модерн – оценка из сегодня того, что было вчера.

Шопенгауэр: 1 глава – «Мир как воля и представление». Человек не может жить в хаосе, а мир – это хаос, поэтому надо придумать себе свое, гармоничное представление мира. Но во время войны и т.п. мир предстает таким, какой он есть, мир как воля. Через нас действует мировая воля, стихийная сила, мы – только проводники, ничто. Иллюзия, что человек всемогущ.

Концепция нирваны: спасение от страдания (=от жизни), достигнуть нирваны, когда все безразлично, никак – это блаженная пустота и есть спасение. Самоубийство – человек вновь придет в мир, это не выход, он не мудр. Причина катаклизмов и негативных эмоций – проявление человеческой воли, т.к. это не его воля, нужно максимально отказаться от собственных желаний, путь аскета.

 

Артур Шопенгауэр (1788-1860 г.г.)

Концепция хаоса пришла из немецких романтиков (мир для них тоже иллюзия, но спасение – в создании своих миров, идей и т.п., убегали в мечты).

Хаос для них сначала позитивное, т.к. там все подвижно.

У Шопенгауэра это – мировая воля, человек не может управлять хаосом.

2 мысли развивают – мир как воля и мир как представление.

Считал, что книгу ему надиктовал святой дух.

Иллюзия – чтобы не бояться постоянно, чтобы могли жить в мире.

Древние греки тоже думали, т.к. антропоморфные боги пришли на смену хтонических (хаос, мир как воля). Бесконечен только хаос, остальное конечно.

Философия вселенского пессимизма.

 

«Мир как воля и представление»

1 т. – 1818, 2 т. – 1844

До середины 19 в. все философские течения утверждали, что у человечества должны быть и есть своя цель. Этой целью мог быть бог или развитие природы, могла быть цель еще не обнаруженная, целью могло быть внутренне спокойствие личности. И только у Ш появляется новый философский мотив, что у жизни цели нет вообще, что она бездушное движение, лишенное цели. Воля – слепой импульс, поскольку этот импульс действует без цели, то никакого успокоения найти невозможно. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Философия и религия, по Ш, создают иллюзию жизненной цели. Принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Последователь Канта, Воля в философии Ш. - «вещь в себе», представление - мир единичных вещей.

Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Пассивный нигилизм. Первый европейский опыт переоценки ценностей разума. Онтология Ш. представляет собой учение о воле как первооснове бытия, «воля к жизни» - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активно действующий, свободный и нецелеустремленный. Эта сила бессмысленна, как и сама жизнь. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Воля – стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека иной цели.

Волюнтаризм – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями.

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает в ответ на движения организмов в поисках пищи.

Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Ш. различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу.

Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютная слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма.

Говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как об основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира, человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того, что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Человек должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля неуничтожима. Нужно пытаться укрощать свои потребности.

Антрополгия Ш. – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность.

Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека.

Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину бособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни".

Из другого источника нужное:

Человек  как  самая   совершенная объективация воли  является  и самым  нуждающимся  из  всех  существ,  он  - сплошная     нужда,     сплетение     тысячи    потребностей.     Постоянная неудовлетворенность потребностей  приводит к тому, что жизнь человека всегда и при всех обстоятельствах есть страдание. Беспрестанные усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим. Над человеком  постоянно  довлеет нужда,  забота о существовании. Если  немногим людям  посчастливилось  изгнать  страдание  в  этой  форме,  оно  тотчас  же возвращается   в  тысяче  других   форм,   меняясь   сообразно   возрасту  и обстоятельствам. Оно приходит к человеку в форме неудовлетворенного полового чувства, страстной любви, ревности,  ненависти,  гнева, страха,  честолюбия, сребролюбия, болезни и т.д. Удовлетворение же главных жизненных потребностей оборачивается  лишь  пресыщением  и  скукой.  Сильнее  всего  воля  к  жизни проявляется, по  Ш., в половом  влечении.  Выражением воли  к жизни является также постоянная борьба всех против всех. Сама воля к жизни  проникнута  тем разладом, который характеризует мировую  волю  в мире явлений. Раздор воли в самой  себе  проявляется  также в войне,  в убийстве  людьми себе  подобных. Несправедливый,  злой человек утверждает  свою волю к жизни путем  отрицания чужой. Острое и частое страдание неотделимо  от острого и частого желания, и отому уже само  выражение лица злых людей  носит, по Ш., отпечаток ужасного внутреннего  страдания.   Поведение   всякого   субъекта  определяется   его изначальной,    от    природы   данной    эгоистичностью,   злобностью   или сострадательностью.    Воспитание    может    лишь    смягчить    внутреннюю предрасположенность,  идущую  от   врожденной   воли.   Даже  педагогическое искусство  Песталоцци, по Ш., не может из олуха сделать мудреца, из злодея - добряка.  Государство и  право образуют "намордник",  не позволяющий  членам общества  довести  взаимную  борьбу  до всеобщего уничтожения. Ш.  одним  из первых   подверг  сомнению  моральность  материального  прогресса  общества, заговорил о  цене, которую  человечество  платит  за прогресс, дал этическое обоснование  консерватизма.  Оптимизм,  с  его  точки  зрения,  есть  просто издевательство над немыслимыми страданиями  человечества.  Пессимистична, но не скептична теория  познания Ш.  Рассудок, снабженный внешними чувствами, и опирающийся  на  него  разум  по  самому  своему характеру  приспособлены  к объектному   пониманию,   к  расстановке  событий   в   их   расположении  и последовательности, к открытию видимых причин явлений.  Наука  как  познание причинно-следственных  связей между  явлениями  ограничена поэтому  в  самом объекте своего исследования. Истинная сущность вещей иррациональна по своему характеру и может познаваться  лишь иррациональной философской интуицией как выражением  запредельной  воли  к  познанию.  Пессимистично  и учение  Ш.  о человеке,  свободе  человеческой  воли,  добре  и   зле,  счастье  и  смысле человеческой жизни.  Свобода  воли  опутана  нуждами и потребностями.  Закон мотивации  действует   с  такой  же  строгостью,  как   и  закон  физической причинности,  и связан,  поэтому  с таким  же неодолимым принуждением. Людям кажется,  что они  поступают по  собственной  воле,  на  самом  же  деле они являются  лишь движимыми волей существами.  Добро  в человеческих отношениях становится  возможным  вопреки   эгоизму  лишь  потому,  что  среди  мотивов человеческой деятельности  появляется сострадание. Сострадание  как ощущение страдания,  которое  не  меня  постигает, возникает благодаря  способности и свойству  человека  отождествлять  себя  с  другим  человеком. Способность к состраданию совершенно  не обусловлена миром явлений, она не основывается на опыте.   Сострадание  -  естественное  чувство,  которое,  умеряя  в  каждом индивидууме  излишнюю  активность себялюбия,  способствует  взаимосохранению всего  рода.  В  этом естественном  чувстве,  а не в операциях  ума, следует искать причину отвращения  к содеянию зла. В основе сострадания лежит воля к сохранению рода. В свою очередь, сострадание лежит в основе справедливости и человеколюбия,   из   которых   вытекают   все   человеческие   добродетели. Соответственно должна строиться практическая жизнь человека.  Жизнь,  по Ш., есть ад, в  котором нужно уметь устроить себе  огнеупорное помещение. Глупец гонится  за  наслаждениями  и  приходит  к  разочарованию,  мудрец старается избегать бед.  К счастью ведет  самоограничение, но счастье тоже заключается во  внутреннем чувстве, а  не  во  внешних  обстоятельствах.  Мудро  живущий человек  осознает неизбежность  бед, держит  в узде свои  страсти  и  ставит предел  своим желаниям. Философия Ш. оказала большое влияние на формирование философии жизни, явившись одним из теоретических истоков  взглядов Ницше, Э. Гартмана и др.

 



 

поставить коронку на зуб