Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 

Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.

 

Уильям Фолкнер (1887-1962). Аристократическая семья из штата Миссисипи. Родословная богатая, повлияли на развитие штата. У Ф. нет высшего образования. Взаимоотношения с белой и черной расами на юге (знает изнутри) – симбиоз рас (до века джаза). Эта проблема у Ф. занимает важное место. Прадеда Ф. звали тоже Уильям Фолкнер (к слову, о повторениях имён и судеб в его произ-ях).

Действие в микрокосме, ограниченной территории, пространстве(где все судьбы переплетаются и есть всё). Округ Йокнапатофа (вымышленный с придуманной географией) – 2400 миль в квадрате, центральный город – Джефферсон. В основном в загородной местности.

Особая культура юга – британцы начали заселение с него. До сер. 19 века юг развивался бурно – плантации и работорговля. Условия годились только для с/хоз-ва(табак, хлопок). Никакой пром-ти, как на севере, где сплош. урбанизация. Плантация =микрокосм, гос-во в гос-ве. Война между серевом и югом(61-65) закончилась уничтожением культуры плантаций. Когда Линкольн в 1865 году подписал указ об освобождении рабов – они не были готовы к этому, привыкшие к вдолбленному в них из века в век образу жизни, их чёткой специализацией. Чёрные-белые – это был тесный симбиоз, сожительство. Чёрное и белые дети росли вместе, их даже одна чёрная женщина вскармливала. С другой стороны, когда рабство отменили, родители категорически были против, что их белые дети сидели за одной парте в школе с чёрными детьми – начали возникать расистские орг-ии и пр. (такой парадокс). Да, и негры не сказать, что жили хуже к примеру бедных европейских крестьян. Рабов кормили, и они были довольны жизнью в основном. Ф. говорит о том, что после этого указа проблем, возможно, стало больше, а не меньше.

Попытка юга выжить и сохранить себя нетронутым. Придумал миф, чтобы сохранить культуру. Связь южан с почвой, матерью-землёй. Северянами была утрачена эта связь. У южан – природность, естественность, гармония, спокойствие духа, патриархальность, где всё все про всех знают. Север –технократия, машины –чудовища, прогресс деструктивен. Северян не любили на юге, потому что они –голытьба, янки, не обрабатывают участка земли, ни к чему не привязаны. А на юге даже деньги не всегда нужны были – обмен, натуральное хозяйство. Старался придать реальные черты утопии. 15 романов с одними действующими лицами: сноупсы, компсоны, бесхомы и др. многие коллизии списаны с событий в его семье. Имя передавалось по наследству- плетут паутину связи с прошлым. Мотив семейных проклятий. Одни и те же имена- передача судьбы –снежный ком страстей, нельзя вырваться. Повторение имён, когда порой непонятно, кто есть –намеренный приём Ф.

НО: с другой стороны, пусть юг –это самодостаточная вселенная, это не отменяет того, что всё замешено на рабовладении, на полном подчинении одного человека другому, на привычном отношении к рабам как к нелюдям.

«Положительный» для Ф. – это не обязательно хороший, это скорее тот, к которому Ф. относится с понимаем, сочувствием. И это угадывается по тексту. Кстати, по модернизму –все факты и герои должны быть равны для автора – этот принцип конселекции Ф. не выполняет –Ф.чётко выделяет свои симпатии и антипатии.

Техника потока сознания, эксперименты с худ. Формой, концепция времени – памяти, нелинейного. Время по кругу, миф рисует «золотой век». Для южан после отмены рабства на полвека как будто ничего не изменилось. Ибо они живут в своём, особом времени.

«Сарторис» - роман. Несколько героев имеют одно имя, связаны с военной службой. Эффект времени, запутанного в клубок. Повторяются имена, лица – архиСартории, а проявляются в разных лицах. Судьба героя трагична. Весь образ жизни разрушен, хотя есть попытка сохраниться. В конце 19 века аграрный путь развития для США закрыт. Сознают иллюзорность своего мира. Хрупкая картина мира – только в воображении персонажей. Даже если действия развиваются в 20 гг 20 века , шум извне (жд, шум авто), они стараются не пускать в свой мир.

Положительный герой, старый сарторис, боится всё, что принесено ему цивилизацией, хотя мир уже вошел в 20 век. Запрягают лошадей. Постарается повернуть время вспять, обреченность. Писатель трагического пафоса. 1950 – номинировали на нобелевскую премию. Был застенчив, боялся самолетов как южанин, его критиковали. Хотел отказаться от премии, но поехал.

Сохранился комплекс недогероя, та как не успел повоевать как истинный южанин. Еси ты хочешь быть человеком своей культуры, ты обязан повоевать, а лучше погибнуть в бою. Стремление совпасть с героическим образом.

Влияние оказали: война, юг + то, что писал как писатель потерянного поколения. Писал о переживаниях людей, а не о самой войне. Повесть «солдатская награда». Солдата «похоронили», уже не ждали дома, свыклись с тем, что они потеряли его и имеют отношение к герою. Но он возвращается инвалидом и никому не нужен, все разочаровались.

«сарторис» - последняя дань тем потерянного поколения(наличие которого Ф. отрицал, кстати). Смерть воспринимается как должное, как шалость. В семье ходят байки о героических смертях. Героизм замешан на клоунаде.

Концепция человеческого существа и времени. Все объективные события переломлены. Внешняя канва повествования – начало20 века. Специфическая легенда юга: жажда героической смерти, образ странника, аристократа-одиночки. Стремление не позволить вторгнуться в мирок + взаимоотношения мужду белыми и черными. Комплекс вины – рабство. Благополучие США основано на рабстве. Ощущение, что наступит расплата. Симбиоз: одни не могут без других, неизвестно, кто сильнее (служанка в «звуке и ярости» - единственный разумный человек). Необходимый симбиоз двух рас, сложившиеся исторически. В 20е гг никто не держит их насильно, но они живут у Сарторисов. Удобная позиция черных.

Свойственны длинные фразы, так как литра потока созания. Способ уместить на одном острие булавки всю историю (в одной фразе). Писателю не дано высказывать всё до конца. Погоня за ускользающим означаемым. Слово не привязано к плану сдержания, так как они переплетаются. И чловека выносит на поверхность потока слов. Новое понимание гениальности писателя – умение наворотить к можно больше вокруг мелочи. На основе изучения персонажей делал выводы о поведении реальных людей. Обвиняли в том, что изображает ужасающих людей. Попытка воспроизвести поток сознания идиота – бенджи. Бессознательное попытался выразить в 1ой главе «звука и ярости».