Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.

 

Век джаза – это десятилетие между первой и второй Мировыми Войнами, хронологические рамки – 1919-1929 гг., второе название - «ревущие двадцатые». Это было бурное, очень непростое десятилетие. Как писал Френсис Фицджеральд, один из самых ярких представителей ВД в литературе: «Это был век чудес, век искусства, век крайностей и великой сатиры». ВД глубоко связан с последствиями Первой Мировой Войны, в США было особое отношение к войне. В начале (из речи президента Вудро Уильсона, апрель 1917 г., мобилизовал Сенат и народ во вступление в войну) стояла задача спасти мир для демократии, США – единственная страна, способная выдержать эту великую миссию. США участвовали в войне 18 месяцев, вступили поздно, но это участие имело глубокое воздействие на национальное сознание и культуру. По окончании Первой Мировой, после заключения Версальского мира и основании Лиги Нации у граждан США окрепла самоуверенность. Даже если этого не признавали в Европе, сами американцы верили, что именно благодаря им война закончилась. То же самое было после Второй Мировой Войны. Очень распространенная в рамках национальной ментальности мысль, что американцы – спасители человечества и именно их страна обладает особой миссией. Так одним из результатов Войны стало возросшее чувство гордости всем американским. (например в колледжах и университетах США стало престижно изучать американскую литературу и культуру, было опубликовано несколько исследований об особенностях американского менталитета., искались и находились подтверждения того, что Америка – особая страна, американцы – особая нация). И именно ВД послужил «пробным камнем» для таких ценностей и установок. Для многих писателей, мыслителей произошло внезапное разочарование, крах «американской мечты». Само название «ВД» придумал Френсис Скотт Фицджеральд, он дал описание царившей в те годы атмосферы. Его эссе 1931 г. «Отзвуки ВД», в котором он делает попытку проанализировать причины, последствия, саму сущность ВД. Век Джаза начался 1 мая 1919 г., первомайские демонстрации закончились вмешательством полиции, разгромом офисов, редакций газет. Участниками были в основной безработные, бывшие солдаты, представители «потерянного поколения», которые ждали, что, вернувшись с фронта, станут героями для своей страны. Но этого не произошло. Конец ВД 24 октября 1929 г., «черный четверг», крах на Уолт-Стрит, крах на нью-йоркской фондовой бирже, начало Великой Депрессии. ВД – это проявление особого умонастроения, которое сложилось в узком кругу американского общества, культура элиты, культура избранных. «Спеши взять свое, все равно завтра умрем» (Фицджеральд) Цинизм по отношению к любым идеологиям, планов на будущее. Стремление насладиться жизнью здесь и сейчас.  «Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями»

Слово «джаз» означало сначала секс, затем стиль танца, затем уже музыку. В американском сленге «джаз» - живость, энергия, будоражить, кричащий, восходит к афроамериканской культуре, афроамериканцы – это маргинальная прослойка общества, не обязанная подчиняться культуре цивилизации, их культура сохранила черты своеобразия. 2 составляющие эры джаза: !) необходимость преодолеть сковывающее влияние цивилизации, как мертвящий свод запретов и предписаний, невозможность оставаться в таких рамках, джаз давал такую возможность 2) необходимость израсходовать накопленные во время 2МВ нервное напряжение. 20-е гг. еще называют гарлемским ренессансом (Гарлем – один из кварталов Нью-Йорка – центр притяжения афроамериканцев, центр формирования новой культуры. Джаз как музыка возникает в начале 20 в. В Новой Орлеане.

Афроамериканская культура в 20-е годы заявляет о себе как о чем-то уникальном, мощном, в основе близость к земле, к первоистокам, к началам, к тому, от чего избавлялась европейская культура, в которой был ценен дух, но не тело. В итоге же оказалось, что «белой» культуре( которая выдохлась) есть чему поучиться у культуры «черной» (схожие идеи в романе «Степной волк» Г. Гессе)

Обращение к культуре джаза - разрешение ранее недозволенного, в том числе тех удовольствий, который ранее считались примитивными. Эпоха модерна хорошо подходила для смены культурной парадигмы: отрицание традиционного понимания классики, формирование новой классики, культуры наоборот, игровое, дионисийское, биологическое понимание классики, плоскость примитива, каждое мгновение способно переживаться как нечто, обладающее высокой эстетикой. Философия мгновения, эстетическое переживание каждого мига бытия. Интерес к тем вещам, которые раньше считались недостойными внимания. Всплеск интереса к антропологии (Фрейд,Фрейзер). Для обывателей, для людей не имеющих особого отношения к культуре, эта эпоха означала крах традиционных представлений о правильном и неправильном стремление ухватить мгновение, взять свое. Вкушался запретный плод, отсюда мысль о грядущем наказании. Наслаждение с ожиданием неизбежного краха. ВД закончился резко, внезапно, падением акций на Уолт-Стрит, миллионеры стали банкротами, большое количество самоубийств. Еще не были преодолены последствия 1МВ, для США в психологическом, для Европы в экономическом плане. Чувство вины перед европейцами, которые лежали в руинах. Американская экономика процветала. Америка пила и веселилась на фоне трагедии Европы. С веком джаза связана первая волна сексуальной революции, волна эротических пьес, эротической символики, в 20-х гг. женщины США получили право голоса, так с ВД связана и волна феминизма. В это же время, в 18 году в США был принят сухой закон, естественно это вызвало обратную реакцию, отсюда нелегальное производство алкоголя, появление бутлегерства. В США появляются ночные клубы, которые днем превращались в аптеки. Жизнь полная тайн, маскировок, нелегальщины, одним словом – романтики. В ВД начинает процветать мафия. Так, слово «джаз» означало намного больше, чем просто музыка, это целая идеология. Лозунги с Советском Союзе: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», «От саксофона до ножа один шаг»

Наиболее ярким представителем ВД джаза в литературе является Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940 гг). Он придумал сочетание ВД. Он и его герои – типичные представители ВД, «я пишу об этом времени и вспоминаю о нем с грустью. Меня вынесло в те годы на поверхность, меня осыпали похвалами и заваливали деньгами, о каких я не смел и мечтать, и все по одной-единственной причине; я говорил людям о том, что испытываю такие же чувства, как они сами, и что надо найти какое-то применение всей этой нервной энергии, скопившейся и оставшейся неизрасходованной в годы войны». Родился он в благополучной семье, но предки родителей, на два поколения назад были намного богаче, потому Ф. воспринимал свою семью, как обедневший вариант, отсюда чувство стеснения. Он стеснялся себя, своей матери, ей манеры одеваться. Считал себя неудачником, потому многие проекты не доводил до конца. Поступил, но не окончил Пристонский университет, так как много времени уделял общественной деятельности. Влюблялся в девушек, которые всегда стояли выше на социальной лестнице. ВД – это еще и эпоха одержимости, жажды богатства. Так и Ф.мечтал стать богатым. Ф. писал, что завидует жизненному успеху. Э.Хэмингуэя , они были друзьями, но каждый саркастически отзывался о своем друге. Х. смотрел на Ф. сверху, а Ф.на Х. с завистью, считал себя неудачником, его- баловнем судьбы. В 1920 г был опубликован его роман «По эту сторону рая», который и принес ему славу, но тем не менее он всегда оглядывался на людей богатых и удачливых, которые выступали в его представлениях как особая раса, тайный клуб, тайну которых он пытался разгадать. Когда он убедился, что они совсем не такие, это сильно его сломило, по словам Х. Даже его женитьба на Зельде Сэйер стала призом в погоне за богатством, т.к. она была признанной красавицей штата, избалованной дочкой богатых родителей, стояла выше его на соц.лестнице, она согласилась выйти за него, если он станет знаменитым, после романа «По эту сторону рая» это и произошло.

В сборнике Ф. «Сказки века джаза» есть рассказ «Молодой богач», в котором утверждается, что богатые - это действительно особая раса, их жизнь лежит за пределами того, что известно простым смертным. Очень богатые – они не такие как мы, они обладают всем и наслаждаются всем рано, это что-то делает с ними, делает мягкими там, где мы твердые, и циничными там, где мы доверчивые. Они думают, что они лучше, чем мы…

Так Ф. влекла эта загадка богатых , но с другой стороны его постоянно преследует ощущение ненадежности и нереальности этого варианта счастья и успеха. У рая была изнанка, обратная сторона. Это Ф. понял до окончания ВД, понял, что за фасадом – пустота, стал богатым и успешным, вошел в рай, но понял, что там ничего нет. Изменил себя, чтобы войти в этот мир, но понял, что эти изменения напрасны. Характерное название его романа 1922 года «прекрасное и проклятое». Он вел шикарный образ жизни, Лазурные побережья, золотой лимузин.

Произведения Ф.: «По эту сторону рая» 1920, «Прекрасное и проклятое» 1922, 1922 г сборник рассказок «Сказки века джаза» («Молодой богач», «Бриллиант величиной с отель «Риц», «1 мая». Ф. мастер стиля, его произведения считаются одними из самых красивых, написанных в 20-м веке на англ.языке, «Великий Гэтсби» 1925г, «Ночь нежна» 1934 г., «Последний магнат» 1941 г.

Ф.пережил конец ВД, он считал, что заплатил за свою бурную молодость, и цена была не высока. Он тяжело болел, чрезмерно много пил, отчего умер. Его жена Зельда по той же причине сошла с ума, трагически погибла от пожара в клинике.

В романе «Великий Гэтсби» повторяется история Ф. Гэтсби стремится к Дэзи Бьюкенен не только потому, что любит(хотя любит, он романтик, как и Ф.), но и потому, что она приз, символ богатства, дорогая красивая вещь. Дэзи и её мужа Тома объединяет нечто намного более прочное, чем любовь, дружба, верность (это не главное для них в списке ценностей) по сравнению с равным счетом в банке, принадлежность к одной и той же расе, расе богатых, завоевать Дэзи для Гэтсби означало бы победу над Томом. Рассказчик, Ник Каррауей долгое время не может понять, чем его сестра Дэзи привлекает мужчин, но потом его осенило, её завораживающих голос похож на шелестение банкнот.

Гэтсби пытается воплотить американскую мечту, распланировать жизнь, войти в круг избранных. Но сталкивается с тем, что это невозможно. Американская мечта развенчана, способы её тоже. Гэтсби предстает перед нами шикарным богачом, у него шикарная вилла, вечеринки, фонтаны шампанского, богатая еда, оркестры. Платой за такие вечера становится «ничегонезнание» о хозяине , образ Гэтсби покрыт для всех тайной, строят о нем самые грязные предположения (убил человека, например), но это совершенно не мешает развлекаться за его счет. Рассказчик Ник сомневается, но вскоре узнает, что Гэтсби действительно ведет какие-то грязные дела. В конце становится понятно, что Г, сделал свое состояние на торговле спиртным. Г. Не сразу пошел по этому пути, он сопротивлялся. Погибает Гетсби от пули, его винят в смерти, убивают его в собственном бассейне. Мораль книги заключается не в том, что нечестным образом нажитое богатство не приносит счастья, а в том, что американская мечта не может существовать. Вопрос: возможно ли вообще нажить богатство честным трудом? (автобиография Б.Франклина – путеводитель в добывании богатства). Американская мечта – утопия, вся история США – попытка реализовать утопию Нового Света. Колониальная независимость, отмена рабства, 1МВ, и вдруг выясняется, что АМ – фикция.

«люди созданы равными и ... наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свобода и стремление к счастью ... то жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями - независимо от социального класса или обстоятельств рождения» (Декларация Независимости). Ф., как и Гэтсби, даже добившись успеха, в душе остается трудягой, а такие как Дэзи, Том, Зельда – действительно иные, они имеют все, что пожелают с самого детства, у них другие желания, другие проблемы, другие цели. Ф. пишет о преимуществах таких людей, но они их не ценят, растрачивая на питье, танцы, вечеринки. Отсутствие проблем материального характера развращающее действует на личность. «Ведь я везде побывала, все видела, все попробовала» Том и Дэзи символизируют таких людей в романе, они капризны, избалованы. «Они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, предоставляя другим убирать за собой». Гэтсби погибает, испытывая чудовищное потрясение, поняв, кто такая Дэзи на самом деле, что за её душой ничего нет. Она предает его, ведь он берет на себя преступление, совершенное ею, пусть и случайно. Он положил всю жизнь, чтоб её добиться. И когда она должна была перейти к нему, как приз, она отказалась, осталась с мужем, с которым её связывал счет в банке. Смерть Г.закономерна, т.к. не понятно, как он дальше смог бы жить. Поначалу он пытался стать правильным американцем франклинского типа, верил в мечту и любовь. В названии заключены и ирония, и восхищение Гэтсби. «Гэтсби, казалось, воплощавшего собой все, что я искренне презирал и презираю. Если мерить личность ее умением себя проявлять, то в этом человеке было поистине нечто великолепное, какая?то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни, словно он был частью одного из тех сложных приборов, которые регистрируют подземные толчки где?то за десятки тысяч миль. Эта способность к мгновенному отклику не имела ничего общего с дряблой впечатлительностью, пышно именуемой «артистическим темпераментом», – это был редкостный дар надежды, романтический запал, какого я ни в ком больше не встречал и, наверно, не встречу».

 Внешне он смог реализовать Американскую мечту, но то, что он при этом чувствовал совершенно не соответствовало установкам.