Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - «Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».

 

Роберт Музиль (1880-1942) – австрийский писатель и драматург. При жизни был мало известен. Главное его произведение – роман «Человек без свойств»(31 г), писал его практически всю жизнь, но так и не закончил. Когда он умер, за его гробом шло около 10 человек. «наименее известный из великих писателей нашего века». Отец – инженер-машиностроитель, профессор высшей технической школы. Всю жизнь следовал воле родителей, это и привело его к концепции человеческой личности, как человека без свойств. Учился в Кадетском корпусе, в военно-инженерной академии, работал в высшей технической школе, там и начал писать свой роман «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса», понимал, что техническое образование ограничивает картину видения мира, потому слушал курсы по философии и истории, в конечном счете решил посвятить себя литературе, служил библиотекарем, участвовал во 2МВ, то, что увидел на войне вызвало ощущение кризиса цивилизации. Он пессимист. Его австрийское происхождение представлялось ему мифом, как и непонятная история страны, без четкой истории и т.д. Его происхождение тоже играло роль к происхождению его концепции человека без свойств. К 23 годам он оставил службу и посвятил все время работе над романом. Долгие годы существовал на грани нищеты. Работал в прессе, писал новеллы. Был неуживчивым, желчным человеком. Его раздражали восклицания, что человек прекрасен ит.д. Писал о немецкой нации. К писателям современникам относился негативно, т.к. они занимаются сотворением иллюзии, альтернативы капитализму нет, возврат к менее расчетливым отношениям – это и возврат к патриархальным отношениям. Его время – одно из самых сильных времен истории и из всего этого должен родиться новый человек, если нет, то и надежды нет. Единственный выход – воспитание человека с сохранением всех его гибких черт в определенном балансе, не сделать из человека идеалиста, который не сможет выжить в бездушном мире,не позволит ему окостенеть, некая утопия, к торой стремится Музель  воспитанник Тёрлес – это остаться в состоянии пластичности, податливости, поддаваться ситуации, не отвергать мир, каким бы страшным он не оказывался., но и не принимать окончательных форм.

            Человек лишен образа, лишен свойств, на него воздействует масса явлений, одновременно, он способен принимать любой образ, совершать любые поступки, человек постоянно играет роли, врастает в чужую форму, подчиняясь законам истории и случайным ситуациям

Мир – хаос, он бесчеловечен и антигуманен, человек ему подчиняется. В этом трагизм. Спасение в сохранении пластичности.

М. выделяет во внешнем мире 2 аспекта: рациоидное(подлежит рац.познанию, все, что подлежит научной систематизации) и нерациоидное ( мы не в состоянии познать при помощи аналитич. способностей)  

В «Душевные смуты воспитанника Терлеса»  - внутренний монолог, грань шизофрении, дневник Тёрлеса «мне кажется, я схожу с ума», «мне кажется, я за устойчивым миром». Устойчивый мир оформлен – это его отношения с родителями, друзьями  учителями и учениками. Но в какой-то момент устойчивые формы сознания начинают казаться зыбкими, за ними что-то глубокое и сильное, но он не может понять, его это приводит в ужас. (сцена с облаками, облака и голубое небо – в одной плоскости, но голубизна намного дальше, глубже), присутствие чего-то неподдающегося сознанию, это совсем не те правила, по которым он должен жить, его это приводит в ужас. 

При расследовании инцидента по поводу издевательства над одним из учеников, при допросе Тёрлес говорит, что ему интересно было посмотреть на реакцию истязуемого, на поведение истязателей, потому что это выбивалось за рамки привычных форм поведения, это было нечто, что нигде не было описано. У него не было желания помучить. Изменяется сознание, близкое к шизофрении. Факты нерациоидного тем и интересны, что не дают себя приручить, область оценок, оценок мира другого человека, этических, эстетических отношений, область поэта.

            В повести мальчик по фамилии Тёрлис обучается в некой закрытой школе, где их готовят к будущей военной службе. Это закрытое заведение для мальчиков со всеми вытекающими отсюда проблемами: дедовщина, неадекватные отношения в том числе сексуального характера. Сюжет заключается в показе взросления Тёрлеса, как он проходит через ряд ситуаций, как они на него влияют, что в нем меняют, но основной сюжет во взаимоотношениях Тёрлиса и Базини, мальчиком, которого уличили в краже, его же однокурсники. Выяснили это 2 друга Тёрлиса, причем они решили не выводить его на чистую воду, не жаловаться начальству, а воспользоваться этим знанием, чтоб подчинить его себе, превратить в свое животное. У них была своя тайная комнатка, в которой они решают устраивать эксперименты над Базини. Сначала они заставляют его ползать на коленях, вылизывать ботинки, заканчивается все чудовищно, они вступают с ним в сексуальную связь, заставляют раздеться догола, одеть петлю и стоять на краю доски. Райтинг готовит себя в начальство, потому он должен уметь убивать в себе сострадание, тренирует в себе палача, ему доставляет удовольствие. Тёрлис же только наблюдает, не испытывает эмоций по отношению к Базини. Существует мнение, что в образе Райтинга и Байнеберга Музиль предсказал образы Гитлера и Муссолини. Райтинг не тупой диктатор, он философ, психолог, он хочет очистить душу Базини до степени обнаженности за счет моральных мук, истязать душу. Байнеберг просто искренне хочет наказать за кражу. Тёрлис проникает в то, что нигде не было описано и сказано, Базини становится даже дорого Тёрлису, это не сострадание, это интерес к экземпляру, необычному экземпляру. Затем он пытается описать это с эстетической стороны, получение эстетического опыта. Любопытство художника.  Базини деградирует полностью.

До истории с Базини у Тёрлиса был приятель, который оказался выходцем из аристократической семьи, был наследным принцем. Для Тёрлиса было это своеобразным очарованием, он принимал его религиозность. Однажды они поспорили о религиозных вещах, отчего и разошлись. С тех пор не общались, Т.осознавал, что совершил нечто бессмысленное, «деревянная линейка разума не вовремя разбила что-то тонкое и сладостное». Столкновение разума и эмоций иногда становится губительным, идеал  для Музеля – соединение математики с поэзией, рационального с интуитивным, цельность мироощущения.

Тёрлесу сразу кажется, что все как-то не так. Это заведение делает из него марионетку, ему хочется избежать правил, броситься в другой мир, именно это приводит его в компанию мучителей Базини. Он разрывался между 2-мя мирами, солидно-буржуазным, где порядок и разум (привык дома) и авантюрным, полным темноты, тайны, крови.  Символом свободы для него становится пожилая проститутка, тайные побеги к ней, она для него интересна, так как узнает её судьбу, её падение. Она пережила падение, но осталась человеком, любящим себя. Это не любовь, не страсть, это желание стать преступником наравне с ней, испытать «двойное дно», безумие, в всего есть две стороны.  Его главная черта – умение удивляться, видеть «двойное дно», он воспринимал все, себя, предметы, людей так двояко, что у него возникало и чувство непонятности и чувство родства. Противоречие. Его мучает несостоятельность языка и чисел. Выходом из противоречий становится творчество, поэзия. Эпиграф к повести несет мысль о том, что все, выраженное в словах, утрачивает свою значительность. Ему иногда казалось, что у него совсем нет характера. Его внутренняя беспомощность мешала найти себя. В кабинете директора его не понимали даже взрослые, они глупее Тёрлеса.

«Прежде  в голове у меня все было  очень  ясно  и  четко  распределено.  А  теперь  мне кажется, что мои мысли - как облака, и когда я подхожу в них к  определенным местам,  кажется,  что  дальше  -  провал,  через  который  виден   какой-то бесконечный, не поддающийся определению мир. Математика-то, конечно,  права.Но что с моей головой  и  что  со  всеми  другими?  Неужели  они  совсем  не чувствуют этого? Как это отражается в них?

"Какие  вещи  изумляют   меня?   Самые   незначительные.   Чаще   всего неодушевленные предметы. Что изумляет меня в них? Что-то, чего я не знаю. Но то-то и оно! Откуда же я беру это "что-то"? Я ощущаю  его  присутствие.  Оно воздействует на меня  -  так,  словно  оно  хочет  заговорить.  Я  испытываю волнение  человека,  который  должен  по   движениям   губ   парализованного догадаться, что тот хочет сказать, и никак не догадывается. Словно у меня наодно чувство больше, чем у других, но чувство это  не  вполне  развито,  оно есть, оно напоминает о  себе,  но  оно  не  работает.  Мир  для  меня  полон беззвучных  голосов.   Кто   я   поэтому   -   ясновидящий   или   одержимый галлюцинациями?

Т.не испытывает сострадания к Базини, но пытается ему помочь ради соблюдения правил приличия. Т.узнает, что Базини собираются сильно избить, рассказвает об этом Базини,который переступает через себя  и сознается.

Между Базини и Тёрлисом возникает какая-то связь, что-то похожее на любовь, они вместе проходят через муки ада. Терлис остается при этом мнении даже повзрослев.