Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).

 

«Американская мечта» - человек волен сам выбирать себе судьбу и ничто не мешает ему жить в гармонии с самим собой. Ни один его персонаж не был на войне, образы героев как опыт потерянного поколения, которое не должно быть затронуто тяготами войны. Солдаты, возвратившиеся с войны, не прижились, они ждали чествования. У современников равнодушие к ценностным установкам и к правительству. Мир катится в пропасть, ощущение конца света, отсюда – желание ухватить сиюминутные радости, немедленный успех: «спеши взять свое, все равно завтра умрем». Примечательная черта эпохи – динамичность и скрытая за ее хаотичной активностью психологическая надломленность. Люди стремятся израсходовать жизнь и сбережения. Все запреты снимаются. Недоверие к культуре. Сексуальная раскрепощенность, феминизм. Работа Ф. «Отзвуки века джаза» - бесцельность существования.

Богатые как особая раса (идея еще с XVII века). Пуритане заложили основу идеологии Америки. Изменить судьбу человек не в силах. Деньги и социальный успех в США – признак избранничества (вспомним Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»).

Герои Ф. – отражение людей. Тема – описание мира богатых. Амбиция – проникновение в мир богатых.

«Великий Гэтсби» - история человека, который сделал сам себя. Джон Гетц пытается строить жизнь по канонам американского мечты – стабильное материальное положение и социальный успех + цель, что сопряжено с идеей богоизбранничества. Гэтсби (взял новое имя) – в юности через близость с Дези – успех, призвание, прикосновение к миру богачей: «Вся светлая, благополучная и гордая – бесконечно далекая от мира бедняков» + голос Дези: «в голосе было многое, чего не могли потом забыть любившие ее мужчины – певучая властность, отзвук веселья и радости», Гэтсби: «В нем звенят деньги». Стал богатым благодаря спекуляции спиртным. Перекликается с биографией Фицджеральда: учился в Прингстоне, хотел стать независимым от семьи. Знакомился с девушками из высшего общества. Именно они для него привлекательны – как символ статуса (как и Дези для Гэтсби). Его супруга отказывала ему, так как он был нищий. Поставила условие – стать знаменитым писателем. Том Бьюкенен (муж Дези), бейсболист, из богатой семьи. Дези вышла за него по статусу. Изменяет жене с замужней женщиной из низов. Том – мир утилитаризма, своекорыстия.

? Американская мечта + демонстрация невозможности американской мечты. Гэтсби – романтик и верит в американскую мечту, он продолжает тянуться к чистоте (живет любовью к Дэзи). Двойственность: мечтательность (любуется звездами, ведет себя как мальчишка, встретив Дези) и практицизм (планы на будущее, работа.). Яркий представитель типа «американского мечтатетля». Гэтсби – законченный «новый Адам». Но он чувствует, что это не его мир (на собственном балу не хозяин, находится в стороне, порой робок). Герой-повествователь Ник Каррауей к Гэтсби: «Ничтожество на ничтожестве. Вы один стоите их всех, вместе взятых». На похороны Гэтсби не приходит ни один из многочисленных посетителей его вечеринок.