Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).

 

Пруст получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. Восстанавливал в книгах свою жизнь, сидя на одном месте. 1910(-1922) он начал работу над основным своим произведением - «В поисках утраченного времени». Сначала три части. Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был незамечен. Его трудно было отнести к какому-либо из имеющихся жанров литературы, книга на 1й взгляд – хаотичное нагромождение случайных восприятий, несвязанных ни композиционно, ни идейно.

Три части превратились в пять (не обязательно)

1913 – По направлению к Свану

1918 – Под сенью девушек в цвету

1920-21 – Сторона Германтов

1922 – Содом и Гоморра

1924 – Пленница

1925 – Беглянка

1927 – Найденное время

Цикл «В поисках утраченного времени» - своеобразные мемуары Пруста, воссоздание его собственной жизни с самого детства. Реально прожитая писателем жизнь осознается им как «потерянное время», как бесплодная и ненужная жизнь. Единственно ценная, подлинная и глубокая жизнь – это жизнь в искусстве, в воспоминаниях, творчески воспроизводящих пережитое. Искусство должно быть нерациональным.

Мастер психологической прозы. Основа философии Пруста – предельная изоляция от внешнего мира. Подобно Бергсону Пруст противопоставляет мир времени и мир пространства как две совершенно различные области. И если в мире пространства протекает вся реальная жизнь, действуют объективные законы, ненавистные Прусту законы причинности, разума и науки, то мир времени – область «души», психики, царствует субъективистский произвол. В «По направлению к Свану» (название: у семьи гл.героя было два излюбленных маршрута: один назывался «направлением к Мезеглизу» (или «к Свану», дорога проходила мимо имения Свана), а второй - «направлением Германтов») Пруст задается вопросом: что такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры. Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, реальность – в сознании человека. Человек с точки зрения Пруста – это целый космос ощущений и воспоминаний. Тезис: «Всё в сознании, а не в объекте» = идеи Бергсона (философская идея интуитивизма, абсолюты: длительность (мертвое время), интуиция (рацио), спонтанная память (память-привычка). Роман Пруста – попытка воспроизвести эту бергсоновскую «длительность», непрерывный и субъективный внутренний поток). Изобразит жизнь для Пруста – изобразить поток, текущий через сознание. ? «поток сознания» - это: 1. в объекте описания сосредотачивается жизнь человека. 2. новый прием организации текста – техника потока сознания (прямые утверждения, к миним. синтаксис). 3. Он раскрывает внутренную жизнь своего героя, описывает потоки переживаний, вызываемых объективным миром. Автора нет, он не пытается интерпретировать. Пруст фотографирует картину человеческого сознания, удаляясь полностью из этой картины.

Сознание человека дискретно, слои: рацио (законы логики) и подсознание (законы ассоциативного мышления). Для характеристики сознания Марселя (гл.герой) строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует развитую фантазию героя. Мышление Марселя сложное, ассоциативное. Его поток сознания – это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Мы это узнаем из бесконечной вязи повествования, лексически и ритмически организованно. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания. При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Самое значимое событие для Марселя-ребенка – поцелуй мамы на ночь (у Пруста патологическая привязанность к родителям). Автор настолько погружается в воспоминания, что возникает ощущение, что пишет маленький мальчик. Еще одна причина, почему жизнь лучше пригрезить – возможность избежать разочарования.

Наша память – это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново – в нас вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания богат нашим прошлым.

Не смотря на кажущуюся нереальность мира, Пруст противопоставляется Кафке и Джойсу. Он образец для искусства социализма. Из-за его метода – воспоминания: мир, всплывший из чашки чая. Сложная система переходов от одного возраста другого. Текст, созданный интровертом, основанный на субъективном восприятии (любимый писатель Бальзак).

Модернизм получил призвание в послевоенные годы, это показывает, как меняется человек в новую эпоху. Модернисты расширили возможности авторского письма, а не только создали новую философию, они дали читателю новые возможности самопознания. Святая троица модернизма: Пруст, Джойс, Кафка.

 



 

Мраморные камины адрес магазина и мраморные камины цены. Мраморные камины цены на сайте.