Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».

 

В эпоху модернизма прежние представления об устройстве мира уже не действовали. Разум больше не может служить путеводным светочем.

Роман претендует на постижение универсальных глобальных законов, описывающих мир. Модель мира – это город Дублин и всё, что с ним связано. Модернистское ожидание конца, апокалипсиса – Джойс говорил, что его описание Дублина настолько точно и подробно, что по нему можно будет воссоздать город, если он будет разрушен. Содержание справочника о Дублине переместилось в роман. Микрокосм Дублина рассматривается как макрокосм. Леопольд Блум и Стивен Дедал – человек. Вообще человек на пути домой, который ищет уюта, счастья, и ему всё время что-то мешает его достичь. Рай – возвращение домой, воссоединение с семьёй.

Время мифа не должно быть линейно. Время мифа – вечность, точка. В романе показан один день. Но этот один день такой же как и любой другой, значит, это отсутствие времени. Модель мира замкнуто-мифологическая. Она перекликается с другими мифами. Выстраивает ассоциации с ними. Все мифы говорят об одном и том же: любви, ревности, одиночестве и пр.

«Улисс» - не просто история о людях. Важно еще и то, как она рассказывается. Ученик и секретарь Джойса, ирландский писатель Сэмюэл Беккет писал: «Джойса надо не читать, а смотреть и слушать». «Улисс» писался 7 лет, с 1914 по 1921 год, а готовил себя Джойс к «Улиссу» еще дольше, с 1907 года. Джойс прямо думал о своем романе как о сумме всего универсума: «В замысле и технике я пытался изобразить землю, которая существовала до человека и, предположительно, будет существовать и до него». «Это эпопея двух народов (израильского и ирландского)» и в то же время цикл всего человеческого тела, равно как и история какого угодно дня… Это также нечто вроде энциклопедии. Мое намерение – переложить миф с точки зрения нашего времени. Всякое событие (а тем самым – каждый час, каждый орган и каждый вид искусства, будучи внедрен и вплетен в структурную схему целого) должно не только обусловливать, но и создавать свою собственную технику».

Джойс разрушает в своём романе структуру хорошо сделанного романа. Он применяет много техник. Техника потока сознания впервые появляется в «Улиссе». Хотя поэтика внутреннего монолога (потока сознания) сформировался до Джойса. В нашем сознании есть текучесть, это река или поток с бесконечным рядом ассоциаций.

Каждый эпизод соответствует части тела, цвету, символу, сфере человеческой деятельности, эпизоду из «Одиссеи» и др.

«Улисс» начинается с акта мятежа, с литургической пародии (эпизод 1, «Телемак»). В первом эпизоде Стивен заявлял о кризисе религиозного воспитания, во втором («Нестор») он предъявляет обвинения своим светским преподавателям, поколению «порядочных людей», носителям реакционных и филистерских предрассудков. Наконец, в третьем эпизоде («Протей») атаке подвергается философия: старый мир ставится под сомнение не в своих случайных проявлениях, но именно в своей природе упорядоченного космоса, универсума, однозначно расчисленного и определенного по неизменным правилам аристотелевско-томистской силлогистики.

«Улисс» — сложное полистилическое произведение, повествующее об одном дне дублинского обывателя и еврея по национальности — Леопольда Блума. Этот день Лео Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против неё никаких мер.

Канва романа и его композиционное построение имеют явные и неявные аналогии с поэмой Гомера «Одиссея» (в первых вариантах романа эпизоды носили соответствующие «Одиссее» названия, от которых автор впоследствии отказался). В произведении выведены и «аналогичные» персонажи: во многом автобиографичный Стивен Дедал (сюжетная линия Телемаха), Лео Блум (Одиссей, латинская форма этого имени Ulysses послужила названием романа), Гэррет Дизи Нестор) и т. д. Одной из главных тем романа является тема «отец-сын», где в роли первого символически выступает Блум, в роли второго — Стивен.

Роман «Улисс», который практически безоговорочно признаётся вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту, вмещает в себя огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аспектов. Дублин предстает в романе символом всего мира, Блум — мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день — всех времён на земле. Подобным образом в главе «Быки солнца» находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.

Структура романа

Глава

Сцена

Время

Орган

Цвет

Символ

Искусство

Техника

Telemachus

Башня

8

-

Белый/золотой

Наследник

Теология

Повествование (юное)

Nestor

Школа

10

-

Коричневый

Лошадь

История

Катехизис (личный)

Proteus

Пляж

11

-

Зелёный

Прилив

Филология

Монолог (мужской)

Calypso

Дом

8

Почки

Оранжевый

Нимфа

Экономика

Повествование (зрелое)

Lotus-eaters

Ванна

10

Гениталии

-

Евхарист

Ботаника/Химия

Нарциссизм

Hades

Кладбище

11

Сердце

Белый/чёрный

Смотритель

Религия

Инкубизм

Aeolus

Газета

12

Лёгкие

Красный

Редактор

Риторика

Энтимема

Lestrygonians

Ланч

13

Пищевод

-

Констебль

Архитектура

Перистальтика

Scylla and Charybdis

Библиотека

14

Мозг

-

Стратфорд

Литература

Диалектика

Wandering Rocks

Улицы

15

Кровь

-

Граждане

Механика

Лабиринт

Sirens

Концертный зал

16

Уши

-

Бармен

Музыка

Fuga per Canonem

Cyclops

Таверна

17

Мышцы

-

Фений

Политика

Гигантизм

Nausicaa

Скалы

20

Глаза, нос

Серый/синий

Девственность

Живопись

Tumescence/detumescence

Oxen of the Sun

Госпиталь

22

Чрево

Белый

Мать

Медицина

Эмбрион

Circe

Бордель

полночь

Локомоция

-

Проституция

Магия

Галлюцинация

Eumaeus

Укрытие

1

Нервы

-

Моряки

Навигация

Повествование (старческое)

Ithaca

Дом

2

Скелет

-

Кометы

Наука

Катехизис (безличный)

Penelope

Кровать

Плоть

-

Земля

-

Монолог (женский)