Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века - Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».

Печать
Индекс материала
Билеты по зарубежной литературе первой половины 20 века
Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Краткое содержание «Манхеттен» и «42-я параллель»
Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
Интерпретация модернистских представлений о пространстве и времени в художественной структуре романа У. Фолкнера «Звук и ярость».
Архетипические фигуры Отца и Сына в модели мироздания Ф. Кафки.
Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».
Развитие Фридрихом Ницше идей А. Шопенгауэра в работе «Рождение трагедии из духа музыки». «Апполоническое» и «дионисийское» начала человеческой культуры и природы.
Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс». «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе». Анализ одной главы (по выбору экзаменующегося).
Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Метафизика «войны» и «мира» в романе. Поэтика романа.
Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры.
Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе.
Поэтика романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Система жизненных ценностей героя Ремарка. Мир и война как метафизика сознания у Ремарка (по романам «На Западном фронте без перемен», «Возвращение»).
Жанровые каноны в романе Ф. Кафки «Замок». Личностное и социальное пространство в романе. Символика в романе.
Учение А. Шопенгауэра о «воле» и «страдании». Его влияние на общественные настроения «конца века»
Модель мира в «южном мифе» У. Фолкнера.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда. «Век Джаза» как особое измерение жизни для героев Фицджеральда.
«Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса».
Миф об «американской мечте» и национальные архетипы в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925г. – век джаза (20е-30е гг.)).
Экспериментальное время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану» («В сторону Свана»).
Ф. Ницше как предтеча модернизма и постмодернизма.
«Так говорил Заратустра»: жанровое своеобразие; основные идеи и символы.
«Потерянное поколение» как культурологический феномен. Роман Э. Хемингуэя «Фиеста» как портрет «потерянного поколения». Символическое значение фиесты и корриды.
Все страницы

 


Концепция человека, пространства и времени в литературе модернизма. Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».

 

Термином «Модернизм» называют:

- все явления культуры двадцатого века;

-совокупность тенденций, направлений, стилей, которые объединяет отрицание старого искусства и кардинальное новаторство;

- финал начинавшегося ранее движения разрыва со всем человеческим.

Концепция человека в литературе:

- отсутствие персонажа (шокирующий эффект на читателя), у героя часто нет ни имени, ни описания внешности, ни своей истории, Мандельштам статья «Конец романа»: роль личности в литературе падает. Раньше художественные произведения строились вокруг человека, теперь происходит «распыление биографии», у героя часто нет ни имени, ни описания внешности, ни своей истории,

- нет деления персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных,

- отсутствие морали,

- разорванность сознания (важен не конфликт человека и толпы, а конфликт человека с самим собой),

- акцент на психику, внутреннее состояние человека, внешние действия уходят на второй план (действие некоторых романов занимает всего 1 день),

- пересмотр того, что считать положительным и отрицательным (тотальный разрыв с традициями)

- все конфликты даны через преломление сознания человека,

- распад окружения героя, уход героя в одиночество, модернистский персонаж «играет» в сверхчеловека,

- тема детства раскрыта в романах анти воспитания, феномен потерянного поколения.

Большое влияние на развитие модернизма оказали исследования сознания.

Концепция пространства и времени

Модернисты не интересуются внешней реальностью, а моделируют свою реальность (сверх реальность).

Основой для создания этой новой реальности являются:

- сознание человека,

- сам язык с его законами и возможностями,

- миф (модель мира как мифологическая модель).

Важен внутренний мир, восприятие. Время и пространство часто играют второстепенную роль. Всего одни день может быть растянут на целый роман («Улис»). Основное действие произведение может быть ограничено пределами одного города («Улис») или даже одного района города («Манхеттен»).

Время и пространство не обязательно располагаются линейно. События не обязательно происходят в хронологической последовательности (привести пример р. «Звук и ярость»).

Особенности поэтики модернистского романа «потока сознания».

Нет деления реальности на + и - . Автор просто детально фиксирует все, что происходит с героем, фиксирует все его мысли (часто – бессвязные) как единый поток сознания. Иногда мысли героя (слова, которыми он мыслит) и его действия не очень красивы, не очень благозвучны (герой «Улиса» в туалете).  Реальность - то, что объективно происходит с героем, неотделимо от его восприятия мира(Бенджи в р. «Звук и ярость). Иногда нельзя разобрать, реально что-то происходит с героем или это только его мысли. Из-за этого реальность может казаться мало реальной, отчасти похожей на сон или бред. Хотя на самом деле автор максимально точно передает происходящее и восприятие героя.

Простр: приемы – монтаж, скр.камера;

Уход в себя, боязнь толпы

Содерж: выживание ч-ка в мире, борьба с самим собой

Джойс, Пруст – пассивн х-р(один-во самим с собой)

Потре покление – вызов, героизм

Музиль – шаг в мир

Кафка – страх

Внешне сюжет контурный

Акцент на внутр мир, достают самое интимное

Мир более не антропологический

Созд своей реальности: основаны на сознание ч-ка или законах и возможн языка-миф

Созд радикального образа автора – игра

Нет коммуникат задач – ыраз мир

Поток созн-ч-к песчинка, все,что делает его частью социума – умерщвляет, конфликт – внутри

Псианализ, к 1890 – у.джеймс –«Научные основы психологии» - текучесть созн, которое пересоздает себя. П.с. – способность кружиться вокруг себя. Созд ассоц ряды

Для модерниста не важно, что первично(сознан или реальность) – пафос субъективизма

Герой -одиночка