Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по детской литературе (часть 1) - Устное народное творчество в детском чтении.

Печать
Индекс материала
Билеты по детской литературе (часть 1)
Устное народное творчество в детском чтении.
Детский фольклор.
Появление первых книг в 16-17 веках. «Лицевой букварь».
Обзор современной детской периодической печати.
Русские народные сказки о животных, их особенности.
Поэзия И. Сурикова
Литературные сказки зарубежных писателей: Г.Х. Андерсен
Возникновение и развитие детской литературы в России.
Поэзия Н. Некрасова в детском чтении.
Прогрессивная деятельность Н.И. Новикова. Издание первого русского детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Поэзия С. Черного
Пейзажная лирика А.С. Пушкина для детей.
Сказки Пушкина, их особенности. Место пушкинских сказок в кругу детского чтения.
Народная основа сюжета, образов и поэтики П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Картины русской природы в творчестве С. Есенина.
Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя.
К.Д. Ушинский. Рассказы воспитательного и познавательного характера.
Поэзия ОБЭРИУ.
Тема детства в произведениях Л.Н. Толстого. Рассказы «Косточка», «Птичка», «Корова»,»Филиппок».
Произведения А.И. Куприна о животных.
Тема детства в творчестве А.П. Чехова.
Идейно-художественный анализ произведения Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Трагизм образа Ваньки и Варьки в рассказах Чехова «Ванька» и «Спать хочется»
Все страницы

 

Устное народное творчество в детском чтении.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора — частушках, поговорках и пр.

Со временем содержание произведений претерпевало измене­ния: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тес­но связана с историей. Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных состоит в том, что они не имеют по­стоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и пев­цы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества.