Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Билеты по курсу русская литература 18 века (часть 1) - «Епиникион»

Печать
Индекс материала
Билеты по курсу русская литература 18 века (часть 1)
1700-1730 г. (Петр I, Екатерина, Петр II) – переходный период, предклассицистический.
Период 1731-1762 г.
Период 1762-1801 г.
«Ведомости» - первая русская газета.
Повести петровского времени. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».
Феофан Прокопович – поэт и публицист («Епиникион», «Слово на погребение Петра Великого»)
«Епиникион»
Театр петровского времени. Трагедокомедия «Владимир» Феофана Прокоповича.
Трагедокомедия «Владимир».
Жизнь и литературное творчество А.Д. Кантемира.
Проблематика и художественные особенности сатир А.Д. Кантемира.
Русский классицизм как художественная система и литературное направление.
Творческий путь В.К. Тредиаковского. (1703 - 1769)
Поэзия В.К. Тредиаковского
Реформа русского стихосложения и литературного языка (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов).
Жанр оды в поэзии М.В. Ломоносова.
Периодизация деятельности Ломоносова.
«Разговор с Анакреоном» - поэтический манифест М.В. Ломоносова.
Научная поэзия М.В. Ломоносова
М.В. Ломоносов – сатирик («Гимн бороде»).
Творческий путь А.П. Сумарокова. Журнал «Трудолюбивая пчела».
Журнал «Трудолюбивая пчела».
А.П. Сумароков - теоретик русского классицизма.
А.П. Сумароков – драматург и театральный деятель
Трагедии А.П. Сумарокова.
Комедии А.П. Сумарокова.
Лирика А.П. Сумарокова.
А.П. Сумароков – публицист и сатирик (притчи, «Хор ко превратному свету»).
Бурлескная поэма
Ироикомическая поэма-сказка «Душенька» И. Ф. Богдановича.
Страница 32
Комические оперы М.И. Попова и А.О. Аблесимова.
Творческий путь Д.И. Фонвизина.
Д.И. Фонвизин – поэт-сатирик.
Журнальная сатира Фонвизина.
Новаторство Д.И. Фонвизина – комедиографа. «Бригадир».
Сатира и поучение в «Недоросле» Д.И. Фонвизина.
Все страницы


 

«Епиникион»


(1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву. Одно из немногих его произведений, являющееся стихотворным.

Епиникион – (от греческого военная песнь) впервые был издан в сборнике «Панигирикус». Современники Прокоповича считали эту поэму эпической. Единственное напечатанное стихотворное его произведение.

«… о преславной над полками свейскими победе».

Напечатано благодаря Петру.

 

В этом произведение он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание). Петр – Русский Марс.

 

(Летом  1709 года в газете «Ведомости» был специальный репортаж Петра I  с места сражения. В заключение своего репортажа он сравнил судьбу Фаетона с полтавским сражением. Пётр обещал напечатать ещё статью по этому поводу, но так этого и не сделал.)

 

Размер данного произведения – героический (13 сложный).

 

Композиция состоит из 7 частей/фрагментов (каждая часть в произведение начинается с красной строки)и из трех частей:

 

1 часть.

1) фрагмент.

Вступление, победа над врагом

Казнь изменника Мазепы

Окончание войны и возвращение мира

2 часть.

Центральная, 2-6 фрагмент

2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)

В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…» - эту победу Бог предрек

3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)

4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу. Его трусость обличается.

5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»

6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.

3 часть.

7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.

 

Герой – Петр I.

Антигерои – шведский король (супостат лютый), Мазепа (отступник Отечества).

 

Многие из «слов» («похвальные слова», «торжественные слова») Прокоповича были напечатаны и после опубликованы. Он произносил их в церкви, ибо по форме они напоминали церковную проповедь.

 

В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.

 

В день Святой Екатерины, Прокопович произнёс в честь подруги Петра речь «Любовь крепка как смерть», несмотря на то, что некоторые осуждали эту связь, вспоминая первую его супругу Евдокию Лопухину.

 

3 основных риторических приёма:

1) обращение к слушателю

2) частое употребление местоимений «Мы», «Нас», «Наш».

3) риторические вопросы и восклицания.

 

(также он часто использовал синекдохи, сравнения, аллегорические образы и т.п.)

 

Так или иначе, в системе разнообразных аргументов и доказательств, главным оставался тезис.

 

«Слово на погребение Петра Великого» Прокопович произносил целый час, с учётом того, что после первой строчки он и окружающие его люди плакали 15 минут. В целом это произведение – плач. Вступление – народный обряд – плакальщицы.

 

Нападет на реакционеров, не поддерживающих Петра.

 

Здесь он находит различные уподобления Петру:

 

Самсон – человек огромной силы

 

Яфет (один из сынов Ноя, здесь Яфет подразумевается как строитель флота).

 

Моисей, как законодатель и мощный управитель, объединивший народы.

 

Соломон – мудрец, облик российского общества, стремление к церкви.

 

Давид и Константин. Давид, как умный правитель, Константин, как устроитель церкви.

 

В целом вывод состоит в том, что дело Петра не умрёт. Россия не уйдёт в прошлое без Петра

 

В самом конце идут обращения: к Богу, к Екатерине I, к России.

Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.