Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1) - Мениппова сатира в творчестве Лукиана.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1)
Мениппова сатира в творчестве Лукиана.
Особенности первого периода творчества Эсхила (трагедия «Персы»).
Периодизация древнегреческой литературы.
Антивоенная комедия Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»)
Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла.
Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса
Отражение кризиса полисного коллективизма в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Аристотель об образе Ифигении
Жанровая специфика литературной биографии Плутарха
Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии «Антигона».
Греческая мифология как «арсенал и почва греческого искусства», её использование в литературе, искусстве последующих веков
Трилогия Эсхила «Орестейя». Отражение Эсхилом процессов, происходящих в греческом обществе и государстве в трилогии «Орестейя»
Общая характеристика античного общества и государства, роль античной литературы в истории европейской цивилизации
Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»
Философский эпос Лукреция «О природе»
Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана «Всадники»
Простейшие формы мелической поэзии (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Сапфо. Женщина-поэтесса
Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков
Хронотоп в гомеровском эпосе
Формы народно-сменовой поэзии культуры в романе Петрония «Сатирикон»
Политическое красноречие Цицерона («О заговоре Катилины»)
Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида «Ипполит»
Древнегреческая элегия и ямб VII-VI вв. до н. э. (Тиртей, Солон, Феогнид, Мимнерм, Архилох)
Поэзия Архилоха
Особенности «Золотого века» римской литературы, его значение для литературы последующих веков.
Хтонизм и фетишизм греческой мифологии
Особенности трагедий Еврипида, его драматургическое новаторство. Еврипид в изображении Аристофана (комедии «Лягушки», «Облака», «Ахарняне»)
Бытовая драма Менандра «Третейский суд» и её использование в римской литературе («Свекровь» Теренция)
Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки»
Периодизация римской литературы
Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады» Гомера. Сопоставительный анализ образов Ахилла и Патрокла
Особенности новоаттической комедии Менандра
Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла («Аянт», «Филоктет»)
Все страницы

 


Мениппова сатира в творчестве Лукиана.


            К 60-м годам наметился переход Лукиана от софистики. Его начинает привлекать философия. Сатира Лукиана принимает резко выраженный философский уклон. Основные ее объекты – религиозное суеверие, стоическое богословие с его учением о божественном провидении и оракулах, стремление людей к богатству и власти, догматизм вульгарных философов и их неблагонравность.

            Тогда Л переходит к жанрам, применявшимся в популярно-философской литературе. Находкой для него оказались произведения его забытого земляка Мениппа. Составляет целую серию философско-сатирических диалогов в стиле Мениппа с фантастическим повествовательным обрамлением. Хаар-ку дает сам в «Дважды обвиненном»: дескать, он покинул Риторику и опошлили Диалог, вернув его с заоблачных высей, введя в него насмешку, ямб, речи киников, слова Аристофана, надел почти смешную маску и, наконец, выкопал и натравил на него Мениппа, кусающего, даже когда смеется.

            Сначала близко придерживался сюжетов самого Мениппа, выводил его как д-щее лицо и даже сохранял особенности его стиля – смешение прозы и стиха. М спускается в преисподнюю – «Путешествие в подземное царство», взлетает на небо «Икароменипп» в поисках истины. Предмет сатиры – не только греческие верования, но и новомодные представления иранской религии, и христианства. Насмешки переплетаются с веселой пародией. Киническое презрение – «Разговоры в царстве мертвых». Перед лицом смерти все ничтожно, один улыбается. «Зевс уличаемый» - против учений о божественном промысле. «Зевс Трагический»: спор между эпикурейцем и стоиком по поводу существования богов, угроза лишения даров. Зевс – трагические стици, Гермес – размер комедии, Афина – гекзаметром, Гера в прозе. Использует речь Демосфена. Спор о ценности статуй. Мом – бог-хулитель. Но «на свете еще осталось достаточно глупцов», хоть эпикуреец и побеждает.

            Сатира против философов, где высмеивал тех самых киников: «Аукцион образов жизни» - взгляды разных философских школ. Против не философии, но ее недостойных представителей «Рыбак». «О состоящих на жалованье» «домашних философах», о лицемерии и чревоугодии – «Пир».

            Во многих произведениях «менипповского стиля» старается сохранить историческую перспективу 3 в до н.э., ограничиваясь лишь намеками на обстановку своего времени. Для непосредственной сатиры на современность предпочитает другие формы.

            Менипп принадлежал к киникам. Требовали полного опрощения, отрицания всякой цивилизации, свободы от обычных человеческих благ. Некоторое время сочувствовал.