Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1) - Политическое красноречие Цицерона («О заговоре Катилины»)

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1)
Мениппова сатира в творчестве Лукиана.
Особенности первого периода творчества Эсхила (трагедия «Персы»).
Периодизация древнегреческой литературы.
Антивоенная комедия Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»)
Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла.
Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса
Отражение кризиса полисного коллективизма в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Аристотель об образе Ифигении
Жанровая специфика литературной биографии Плутарха
Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии «Антигона».
Греческая мифология как «арсенал и почва греческого искусства», её использование в литературе, искусстве последующих веков
Трилогия Эсхила «Орестейя». Отражение Эсхилом процессов, происходящих в греческом обществе и государстве в трилогии «Орестейя»
Общая характеристика античного общества и государства, роль античной литературы в истории европейской цивилизации
Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»
Философский эпос Лукреция «О природе»
Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана «Всадники»
Простейшие формы мелической поэзии (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Сапфо. Женщина-поэтесса
Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков
Хронотоп в гомеровском эпосе
Формы народно-сменовой поэзии культуры в романе Петрония «Сатирикон»
Политическое красноречие Цицерона («О заговоре Катилины»)
Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида «Ипполит»
Древнегреческая элегия и ямб VII-VI вв. до н. э. (Тиртей, Солон, Феогнид, Мимнерм, Архилох)
Поэзия Архилоха
Особенности «Золотого века» римской литературы, его значение для литературы последующих веков.
Хтонизм и фетишизм греческой мифологии
Особенности трагедий Еврипида, его драматургическое новаторство. Еврипид в изображении Аристофана (комедии «Лягушки», «Облака», «Ахарняне»)
Бытовая драма Менандра «Третейский суд» и её использование в римской литературе («Свекровь» Теренция)
Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки»
Периодизация римской литературы
Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады» Гомера. Сопоставительный анализ образов Ахилла и Патрокла
Особенности новоаттической комедии Менандра
Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла («Аянт», «Филоктет»)
Все страницы


Политическое красноречие Цицерона («О заговоре Катилины»)


            Из речей, произнесенных Цицероном в должности консула, наибольшей известностью пользуются четыре речи против Катилины. Чтобы сплотить все сословия на защиту государства, воспользовался призраком анархии. 63 г –Раскрыл заговор Луция Сергия Катилины. 8 ноября выступил перед римским сенатом с речью против него, в которой почти не содержалось никаких доказательств обвинения, зато она была шедевром ораторского искусства. Начинает свое обвинение серией патетических риторических вопросов, которые далее дополняются выразительной анафорой, в оригинале начинающейся словом nihil. Нагнетаемое перечислением эмоциональное напряжение разрешается скорбным и выразительным афоризмом: «О времена! О нравы!», за которым следует не менее выразительная антитеза. Глагольные формы, стоящие в конце каждого колона, удачно подчеркивают ритмическое членение антитезы и продолжают ритмику перечисления, соединенную с градацией в сочетании с коррекцией. Ирония, специальная лексика жрецов. Но столь эмоциональный всплеск не опирается ни на один из реальных доводов, поскольку ниже Ц переходит к историческим аналогиям о расправах олигархов над демократическими вождями. Историческая аналогия – излюбленный метод Ц, поскольку егое идеальное гос-во находится в прошлом. Само же обвинение Катилине, опирающееся на чистую эмоцию, теряется в этой обойме исторических и правовых доводов. Из речи, произнесенной консулом, чсно одно – Катилина мыслил «резню и поджоги», А главным док-вом служит преступный хар-р обвиняемого, появляется инвектива. Другой прием – персонификация, олицетворение Родины, Отечества., в чьи уста Ц вкладывает собственные страхи и опасения, требование покинуть город. Доводит антитезу до оксюморонного сочетания, создавая иллюзию всенародной поддержки собственной вражды к Катилине и необходимости его изгнания. Сам себя спрашивает, почему требует лишь изгнания. Но фактических обвинений так и нет. Они заменены предсказаниями, сравнениями, божбой, метафорами и прочими стилистическими красотами.

            Катилина, человек охренернной наглости, так офигел от таких обвинений, что потерял дар речи  и предпочел слинять из Рима по-быстрому. После отъезда противников Цицерон ощущает себя гораздо уверенней и начинает апологию собственному деянию. После таких подвигов сенат объявил Цицерона отцом отечества.