Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1) - Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по античной литературе (часть 1)
Мениппова сатира в творчестве Лукиана.
Особенности первого периода творчества Эсхила (трагедия «Персы»).
Периодизация древнегреческой литературы.
Антивоенная комедия Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»)
Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла.
Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса
Отражение кризиса полисного коллективизма в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Аристотель об образе Ифигении
Жанровая специфика литературной биографии Плутарха
Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии «Антигона».
Греческая мифология как «арсенал и почва греческого искусства», её использование в литературе, искусстве последующих веков
Трилогия Эсхила «Орестейя». Отражение Эсхилом процессов, происходящих в греческом обществе и государстве в трилогии «Орестейя»
Общая характеристика античного общества и государства, роль античной литературы в истории европейской цивилизации
Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»
Философский эпос Лукреция «О природе»
Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана «Всадники»
Простейшие формы мелической поэзии (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Сапфо. Женщина-поэтесса
Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков
Хронотоп в гомеровском эпосе
Формы народно-сменовой поэзии культуры в романе Петрония «Сатирикон»
Политическое красноречие Цицерона («О заговоре Катилины»)
Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида «Ипполит»
Древнегреческая элегия и ямб VII-VI вв. до н. э. (Тиртей, Солон, Феогнид, Мимнерм, Архилох)
Поэзия Архилоха
Особенности «Золотого века» римской литературы, его значение для литературы последующих веков.
Хтонизм и фетишизм греческой мифологии
Особенности трагедий Еврипида, его драматургическое новаторство. Еврипид в изображении Аристофана (комедии «Лягушки», «Облака», «Ахарняне»)
Бытовая драма Менандра «Третейский суд» и её использование в римской литературе («Свекровь» Теренция)
Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки»
Периодизация римской литературы
Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады» Гомера. Сопоставительный анализ образов Ахилла и Патрокла
Особенности новоаттической комедии Менандра
Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла («Аянт», «Филоктет»)
Все страницы

 


Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса


Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее" : "можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди."

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства : боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. Затем, боги наделены многочисленными отрицательными чертами : они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам.

Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них. Под хтонизмом понимают ту мифологию, которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических (керы, эринии, доолимпийские божества). Прим: «волоокая Гера».

Действие "Илиады" протекает параллельно на Олимпе и на Земле. Боги разделены на два враждебных лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные - очеловечивание богов и обожествление героев.

В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

Зевс - тучеводец, громовержец. Светлоокая Афина, Арес меднобронный, Дерзославная Гера, Феб/Апполон сребролукий.