Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по античной литературе (часть 2) - Формирование и развитие ораторского искусства в Древней Греции V-IVвв до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен)

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по античной литературе (часть 2)
Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора
Пасторальная поэзия Феокрита и её подражание в римской литературе
Учение Аристотеля о характерах как обобщение опыта греческой классической драматургии
Эллинистический эпос Аполлония Родосского «Аргонавтика»
Мифология и реальность в «Одиссее» Гомера. Композиция «Одиссеи»
Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях «Облака» и «Лягушки».
Гомеровский вопрос и его состояние в настоящее время. Аристотель о Гомере
Теория первоначального ядра
Проблема происхождения жанра античного любовного романа
Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция
Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека)
Формирование и развитие ораторского искусства в Древней Греции V-IVвв до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен)
Традиционные типы-характеры римской паллиаты «Хвастливый воин» и «Клад» Плавта
Проблема возникновения драмы в Греции. Устройство античного театра
Три периода творческой биографии Овидия. Пушкин об Овидии
Греческая мифология в интерпретации эпических поэтов Древнего Рима («Энеида», Вергилия, «Метаморфозы» Овидия)
Концепция рока в древнегреческой трагедии. Реализация родового проклятия Атридов в трилогии Эсхила «Орестея»
Проблема ответственности человека и правителя в трагедии Софокла «Эдип-царь». Аристотель о трагедии «Эдип-царь»
Классическая проза Цицерона.
Древнегреческая комедия, источники её возникновения и основные этапы развития
Римский классицизм в творчестве Горация.
Все страницы

 


Формирование и развитие ораторского искусства в Древней Греции V-IVвв до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен)


            Уже при рассмотрении гомеровских поэм мы говорим о сравнительно развитой технике построения речей. Искусство публичной речи. Старец Нестор – «громогласный вития»; красноречие дар богов, нно ему нужно обучаться – как Феникс учит Алилла.

            Но древнее красноречие не оставило следов. Толчок к развитию – демократия – 5 в до нэ. Афины и Сицилия. Политическое красноречие – речь перед демосом; Фемистокл, Перикл. Судебное. Эпидектическое (тор\жественное) – речи на публичных собраниях. Эпитафий – надгробна речь (после войн). Но нет фиксации. Аполлон перед собранием в «Эвменидах».

            Только софистика делает ораторскую речь литературным жанром. В основном эпидектическая речь. Заменяют стихи прозой. Задача – научить «хорошо и убедительно говорить» о политических и нравственных вопросах – реторика, наука о художественной речи. Относительность истины – субъективная убедительность речей.

            Сицилия – 5в – попытки создать теорию судебной речи. Показать «правдоподобность». Горгий. Софист. Задача словесного искусства – обман, создание иллюзии, «зачаровать». Стиль речи; горгиевы фигуры – звуковые повторы, членение речи. Обилие метафор. Производила впечатление. «В защиту Елены» - доказательство парадокса. Фрасимах, тоже сицилиец – вопросы о ритме речи.

            Некоторая ориентация на поэтическую речь. Оратор говорит нараспев, меняя тональность, сопровождая речи движениями. «актерский» момент. Все это – фигуры – требования, отныне применяемые к художественной речи вообще.

            Лисий (умер ок. 380 г.) – самый видный аттический судебный оратор. Он еще не ритмизирует своих речей. Профессиональный логограф. Демократическая партия. Инициатива обвинения принадлежала частным лицам всегда, поэтому нужны были логографы, писавшие речи. Только одна из сохранившихся речей Лисия произнесена им лично: Обвинительная речь «против Эратосфена», убийцы его брата. Вступление – благосклонность судей, повествование, доказательство правильности изложения и полемика с противником, заключение. Вступление и заключение – общие места. Стиль Лиси – прозрачный, четкий, для тех людей, которым составлял речи. Цель – создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, создать характерный облик. В зависимости от личности речь меняется. Повествовательная часть самая выразительная. В деле об Эратосфене  - законченная новелла, много бытовых деталей, выпуклые характеры. Эвфилет убил Эратосфена, любовника жены.

            Исократ (436-388) – новая ступень. Ученик горгия. Начинал как логограф, потом перешел на  и эпидектическое красноречие. Учил. 390 – риторическая школа. Риторика у него заменяет поэзию и конкурирует с философией. Эп. Речь – форма публицистики, издаваемая памфлетами. Панегирик. Становится на сторону политики, выгодной зажиточным слоям. Монархические тенденции. Объединяет Горгия и Фрасимаха. Ритмизированный период с умеренным использованием горгиевых фигур. Стройный период после него становится нормой. Против зияний. Прозаический энкомий – проз. Похвальная речь, противостоит поэтическому энкомию. «Эвагор». Эвагор – похвальная речь в честь царя. Схема для биограыий – предки, деяния, апофеоз – смертное божество. Из его школы вышла риторическая историография. Основоположник всей позднейшей греческой прозы.

Демосфен (382-322)Исей. Ирония. Филиппики – 351-340. 338 – битва при Херонее, конец греч. Независимости. 336 – Ктесифонт. 324 – изгнание за растрату денег казначея Александра.