Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по античной литературе (часть 2) - Древнегреческая комедия, источники её возникновения и основные этапы развития

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по античной литературе (часть 2)
Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора
Пасторальная поэзия Феокрита и её подражание в римской литературе
Учение Аристотеля о характерах как обобщение опыта греческой классической драматургии
Эллинистический эпос Аполлония Родосского «Аргонавтика»
Мифология и реальность в «Одиссее» Гомера. Композиция «Одиссеи»
Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях «Облака» и «Лягушки».
Гомеровский вопрос и его состояние в настоящее время. Аристотель о Гомере
Теория первоначального ядра
Проблема происхождения жанра античного любовного романа
Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция
Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека)
Формирование и развитие ораторского искусства в Древней Греции V-IVвв до н.э. (Лисий, Исократ, Демосфен)
Традиционные типы-характеры римской паллиаты «Хвастливый воин» и «Клад» Плавта
Проблема возникновения драмы в Греции. Устройство античного театра
Три периода творческой биографии Овидия. Пушкин об Овидии
Греческая мифология в интерпретации эпических поэтов Древнего Рима («Энеида», Вергилия, «Метаморфозы» Овидия)
Концепция рока в древнегреческой трагедии. Реализация родового проклятия Атридов в трилогии Эсхила «Орестея»
Проблема ответственности человека и правителя в трагедии Софокла «Эдип-царь». Аристотель о трагедии «Эдип-царь»
Классическая проза Цицерона.
Древнегреческая комедия, источники её возникновения и основные этапы развития
Римский классицизм в творчестве Горация.
Все страницы


Древнегреческая комедия, источники её возникновения и основные этапы развития


«Комедия» - от «комос» - гулянка, поющая фаллические песни. Исполнялись на праздничных процессиях в честь Диониса с несением фалла как символа плодородия. Человек считал, что весне трудно забеременеть - отсюда и сквернословие ;-). Некторые считают, что комедия возникла от виноградной лозы (кстати, вино разбавляли водой 1:3). Другие версии - инвектива (ряженые поют хулу господам), весенний агос - спор. Древние обряди наложились на афинскую демократию - и получилась древняя аттическая комедия.

С 488 года комедии стали представляться на великих Дионисиях (получила распространение гораздо позже, чем трагедия).

Древняя аттическая комедия - нечто исключительно своеобразное. Архаические и грубые игры празнеств плодородия причудливо сплетены в ней постановкой самых сложных социальных и культурных проблем. Актер вплоть до 4 века был одет в очень своеобразный костюм, толстое брюхо, толстый зад, кожаный и т.д.

Аттическая комедия пользуется типическими масками ("хвастливый воин", "ученый шарлатан"). Объект комедии - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные вопросы политической и культурной жизни. Комедия по проеимуществу политическая и обличительная. Свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием имен (у Аристофана - Клеон, Сократ, Еврипид). "Древняя" комедия обычно не индивидуализирует своих персонажей, а создает обобщенные карикатурные образы. Сюжет имеет в основном фантастический характер (у Аристофана герой заключает мир для себя и своей семьи во время Пелопонесской войны).

Своеобразное симметрическое членение. Хор - 24 человека распадался на два, иногда враждующих лагеря. Типическим для "древней" комедии можно считать след. построение. В прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод(вступление) хора, живая сцена, часто спровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута(споор двух действующих лиц).Затем - парабаса.(хор прощается с актерами и обращается непосредственно к зрителям). Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются различные пришельцы, нарушаещие это блаженство. Хор здесь уже не принимает участия в действии и только окаймляет сценки своими песнями. Закнчивается комедия процессией комоса(хора). Типическая структура допускает различные отклонения , варианты перестановки отдельных частей, но известные нам комедии 5 в. так или иначе к ней тяготеют.

            Принцип "эпиррематической" композиции, т. е. попарного чередования од и эпиррем, пронизывает и другие части комедии. Сюда относится в первую очередь сцена "состязания", а гон, в котором часто сконцентрирована идейная сторона пьесы. Агон в большинстве случаев имеет строго каноническое построение. "Состязаются" между собой два действующих лица, и спор их состоит из двух частей; в первой ведущая роль принадлежит той стороне, которая будет побеждена в состязании, во второй - победителю; обе части симметрично открываются одами хора, находящимися в метрическом соответствии, и приглашением начать или продолжить состязание. Встречаются, однако, сцены "состязания", отклоняющиеся от этого типа.

Типическим для "древней" комедии можно считать нижеследующее построение. В прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, часто сопровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута. Тогда дается парабаса. Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются различные докучливые пришельцы, нарушающие это блаженство. Хор здесь уже не принимает участия в действии и только окаймляет сценки своими песнями; следи них часто встречается эпиррематически построенная партия, неудачно именуемая обыкновенно "второй парабасой". Заканчивается пьеса процессией комоса. Типическая структура допускает различные отклонения, варианты, перестановки отдельных частей, но известные нам комедии V в., так или иначе, к ней тяготеют.

             Поскольку Аристофан для нас является единственным, представителем жанра "древней" комедии, нам трудно оценить степень его оригинальности и определить, чем он обязан своим предшественникам в трактовке сюжетов и масок, но он всегда блещет неистощимым запасом остроумия и яркостью лирического таланта. Простейшими приемами он достигает самых острых комических эффектов, хотя многие из этих приемов, беспрестанно напоминающие нам о том, что комедия возникла из "фаллических" игр и песен, могли казаться в более поздние времена слишком грубыми и примитивными.

Специфические особенности древне-аттической комедии были настолько тесно связаны с политическими и культурными условиями жизни Афин V в., что воспроизведение стилевых ее форм в позднейшие времена возможно было только в экспериментальном порядке. Такие эксперименты мы находим у Расина, Гете, романтиков. Писатели, действительно близкие к Аристофану по типу своего дарования, как например Рабле, работали в другом жанре и пользовались иными стилевыми формами.

            4 в. – устранение роли хора и ослабление политической тематики. «средняя» комедия. Ее продукция очень велика. Самые известные – Антифан и Алексид. В средней комедии большое место знимали пародийно-мифологические темы, присеем пародировались не только мифы, но и трагедии. Бытовая тематика и разработка типических масок: живописец, флейтистка, поэтесса, врач, парасит. Герои – часто иноземцы. Политические вопросы уже не играют прежней роли. Ни одного целого пр-я не дошло. Грубость насмешки здесь смягчалась. Еда и любовь продолжают оставаться характерными мотивами, высмеиваются уже скандальные знаменитости – гетеры, повара и т.д. Вырастало более строгое и законченное действие, часто основанное на любовной интриге. Это переходный этап к «новой» аттической комедии.

Мотивы социальной утопии в «Одиссее» Гомера

Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини Левкофеи, от бури, поднятой Посидоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, "как легкие крылья иль мысли", не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень любопытна. Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в "Одиссее" уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным "веслолюбивым" народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII - VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.

Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный Посидон обращает за это их корабль в утес. Отныне феаки уже не будут развозить странников по морям на своих быстроходных. кораблях. Царство сказки кончается.



 

Мягкие контактные линзы в ростове-на-дону. Купить контактные линзы ростов.