Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века - Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века
Повесть Бунина «Деревня». Идейно-художественное своеобразие, значение повести
Общечеловеческая повесть Куприна «Поединок»
Роман Горького «Мать». Идейно-художественное своеобразие, проблематика, современное восприятие романа.
Пьеса Горького «На дне». История создания, жанр, проблематика.
Дореволюционное творчество Есенина. «Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта».
Дореволюционное творчество Цветаевой.
Значение романа Шмелева «Лето Господне».
Повести Андреева «Жизнь Фивейского», «Красный смех». Проблематика, художественное своеобразие.
Пьеса Горького «На дне» как социально-психологическая драма.
Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».
Поэзия и судьба Гумилева. Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта.
Своеобразие рассказов Горького 90-х гг. 19 в. Проблематика и художественная специфика.
Мотивы любви в творчестве Куприна.
Идейно-художественное своеобразие повести Горького «Фома Гордеев».
Творческие принципы писателей акмеистов.
Дореволюционное творчество Ахматовой. Художественная специфика и значение поэзии Ахматовой.
Повесть Горького «Трое». Проблематика и идейно-художественная специфика
Русский символизм. Его черты, значение.
Русский футуризм. Его основные черты и значение.
Идейно-художественное значение повести Зайцева «Голубая звезда».
Творческий путь Бунина дореволюционного периода. Гуманистическое и общечеловеческое в творчестве писателя.
Идеи и образы поэзии Бунина дореволюционного периода.
Роман Серафимовича «Город в степи». Метод, жанр, проблематика.
Поэзия и судьба Мандельштама. Идейно-художественное своеобразие и значение творчества Мандельштама.
Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.
Драматическая трилогия Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ее значение и художественное своеобразие.
Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии Блока. Современное восприятие поэзии Блока.
Своеобразие и значение творчества Вересаева.
Раннее творчество Вересаева.
Основные особенности развития русской литературы 20 века.
Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».
Повесть Шмелева «Человек из ресторана». жанр, проблематика, стиль.
Идейно-художественное своеобразие рассказа Зайцева.
«Окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь М.Кожемякина»)» Горького. Художественное своеобразие и мастерство писателя.
Дореволюционные рассказы Серафимовича. Проблематика и идейно-художественная специфика.
Поэзия Брюсова. Проблематика и художественное своеобразие.
Рассказы Андреева кон. 90-х гг. Метод, жанр, стиль.
Автобиографическая трилогия Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Ее значение и художественное своеобразие.
Дореволюционное творчество Толстого. Проблематика и художественное своеобразие повестей писателя.
Все страницы


 

Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».


Богатый опыт и творческие искания первых лет во­плотились в повести «Молбх» (1896). В центре произ­ведения — история жизни инженера Андрея Боброва, типичного интеллигента демократической литературы тех лет. Бобров не принимает мира хозяев, пытается бороться с социальной и моральной несправедливостью. Куприн, наследуя традиции классики, тщательно рису­ет внутренний мир, душевные переживания своего ге­роя. Все события повести даны через его восприятие. Но Бобров показан как жертва общественного строя. Он сочувствует рабочим, но действовать не умеет и не решается, он сломлен «ужасом жизни». Он сознает, что его труд множит богатство хозяев Квашниных. Это че­ловек, близкий героям Гаршина, некоторым героям Че­хова, совестливый, чуткий к чужой боли, неправде, угне­тению. Куприн устами своего героя говорит о первых проблесках социального самосознания, протеста рабо­чих против власти Молбха* — чудовища капитализма. Бобров всей душой сочувствует рабочим, готов им помо­гать. Но силы неравны.

Поэтика названия повести раскрывает социальную и гуманистическую позицию писателя. Молох капитализма, молох наживы приобретает символическое обобщен­ное значение, в котором отчетливо звучит мотив защи­ты человеческой личности, протест против ее порабоще­ния. Демократическая позиция Куприна определила кри­тический пафос повести.

Важной вехой в творческом развитии художника была повесть «Олеся» (1898). Поиски социальных идеалов привели Куприна к изучению и изображению в после­дующем творчестве «естественного человека» — чело­века, отошедшего от системы социальных отношений. Излюбленными героями писателя становятся обитате­ли диких уголков России, которых не коснулось уродст­во современных социальных отношений. Эти люди близ­ки к природе, они естественны в движениях своего сердца. Такова Олеся, которой автор любуется. Духовное богат­ство героини, поэтичность, глубину чувств автор рисует как естественную нравственную норму.

* Молбх — в мифологии древних народов (жителей Финикии и Карфагена и др.) бог солнца, огня и войны, кото­рому приносились человеческие жертвы. В переносном смысле — нечто, требующее тяжелых жертв, например, мо­лох войны.