Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века - Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века
Повесть Бунина «Деревня». Идейно-художественное своеобразие, значение повести
Общечеловеческая повесть Куприна «Поединок»
Роман Горького «Мать». Идейно-художественное своеобразие, проблематика, современное восприятие романа.
Пьеса Горького «На дне». История создания, жанр, проблематика.
Дореволюционное творчество Есенина. «Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта».
Дореволюционное творчество Цветаевой.
Значение романа Шмелева «Лето Господне».
Повести Андреева «Жизнь Фивейского», «Красный смех». Проблематика, художественное своеобразие.
Пьеса Горького «На дне» как социально-психологическая драма.
Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».
Поэзия и судьба Гумилева. Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта.
Своеобразие рассказов Горького 90-х гг. 19 в. Проблематика и художественная специфика.
Мотивы любви в творчестве Куприна.
Идейно-художественное своеобразие повести Горького «Фома Гордеев».
Творческие принципы писателей акмеистов.
Дореволюционное творчество Ахматовой. Художественная специфика и значение поэзии Ахматовой.
Повесть Горького «Трое». Проблематика и идейно-художественная специфика
Русский символизм. Его черты, значение.
Русский футуризм. Его основные черты и значение.
Идейно-художественное значение повести Зайцева «Голубая звезда».
Творческий путь Бунина дореволюционного периода. Гуманистическое и общечеловеческое в творчестве писателя.
Идеи и образы поэзии Бунина дореволюционного периода.
Роман Серафимовича «Город в степи». Метод, жанр, проблематика.
Поэзия и судьба Мандельштама. Идейно-художественное своеобразие и значение творчества Мандельштама.
Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.
Драматическая трилогия Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ее значение и художественное своеобразие.
Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии Блока. Современное восприятие поэзии Блока.
Своеобразие и значение творчества Вересаева.
Раннее творчество Вересаева.
Основные особенности развития русской литературы 20 века.
Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».
Повесть Шмелева «Человек из ресторана». жанр, проблематика, стиль.
Идейно-художественное своеобразие рассказа Зайцева.
«Окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь М.Кожемякина»)» Горького. Художественное своеобразие и мастерство писателя.
Дореволюционные рассказы Серафимовича. Проблематика и идейно-художественная специфика.
Поэзия Брюсова. Проблематика и художественное своеобразие.
Рассказы Андреева кон. 90-х гг. Метод, жанр, стиль.
Автобиографическая трилогия Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Ее значение и художественное своеобразие.
Дореволюционное творчество Толстого. Проблематика и художественное своеобразие повестей писателя.
Все страницы


 

Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.


В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лир. – советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалист-го строя над капитализм, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

       Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед. Лирический герой М. - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

    Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга.

      Дореволюц. тв-о М. (1893— 1930) связано с лит-ым нереалистическим теч. футуризма. Манифест футуризма «Пощечина общественному вкусу» (1912) вызвал скандал в обществе и в лит-й критике. Футуристы отрицали совр. искусство слова, все известные литературные имена и школы были названы ими вчерашним днем. Все выступления футуристов в городах России сопровождались скан­далами, вмешательством полиции.

    Творч. дебют М. сост. в 1912 г., когда было напечатано ст-ие «Ночь». Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Сразу брос. в глаза необычная яркость и метафоричность образа начинающегося вечера, когда погасла заря («Багровый ... скомкан», т. е. цвет вечерней зари померк), а на бульваре между зеленеющими кронами деревьев зажигаются золотые «дукаты» — фонари. Ассоциативная цепочка — окна — ладони — «желтые карты» — яркая и наглядная. Неожиданность сопоставлений, своеобразное видение мира в ярком цвете говорило о незаурядности поэтич. таланта М. Он воспринимает мир как художник-живописец. Эта черта его таланта - обостренное восприятие, острая, резкая реакция, останутся заметными чертами и более позднего тв-ва. Зрительный образ у поэта запечатлен в движении, метафоры передают картинность, зримость происходящего: Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома...Неожиданно сближение далеких понятий, их очеловеченность или ассоциация с человеком: Угрюмый дождь скосил глаза.(«Утро», 1912)В ушах оглохших пароходов Горели серьги якорей.(«Порт», 1912) А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?(«А вы могли бы», 1913)

На этом многокрасочным поэтич. фоне с самого начала звучит у М. мотив трагически переживаемого одиночества, кот. воспринимается не как личное состояние, а как вообще одиночество человека в мире.

 Поэтому жизнь воспринимается как «Адище города» (1913), и возникает желание вызывать эпатаж, т. е. шокировать, смутить, поставить перед неразрешимым?. Так рождается настроение, господствующее в стихотворении «Нате!» (1913). Поэтический монолог обращен к толпе сытых («обрюзгший жир»), перед кот. должен выступать поэт: а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.

Непонимание толпы, душевная глухота слушателей вызывают возмущение поэта.

Это яростное противопоставление себя толпе — оборотная сторона мироощущения поэта, душа которого полна боли и неприкаянности:

А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово? («Себе, любимому...», 1916)

Сердце лир-го героя исполнено нежности и самоотверженности, он готов сделать все, чтобы любимой не было страшно во тьме, без звезд. Поэтому он «врывается к Богу, / боится, что опоздал, / плачет, / целует ему жилистую руку, / просит — чтоб обязательно была звезда!» («Послушайте!», 1914). А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Далее в любви лир. герой М. не может найти отдохновения. Он жаждет огромного чувства, но и полюбив, он не в силах преодолеть одиночества и несчастья.

Лир. герой М. стремится преодолеть свое одиночество, он идет к людям, надеясь найти понимание и поддержку. «За одно только слово ласковое, человечье» он готов отдать богатства своей души («Дешевая распродажа», 1916). Но он никому не нужен, никто его не понимает. Вокруг безликая толпа. С началом мировой войны М., как многие, был захвачен патриотическим настроением. Но очень скоро поэт увидел за победными сводками ужасное лицо войны. Эмоциональное восприятие этого открытия нашло отражение в стихотворении «Мама и убитый немцами вечер» (1914), где в метафорической форме запечатлен ужас потери. Этим же настроением проникнут и стихотворный памфлет «Вам!», имеющий ярко выраженную политическую окраску, раскрывающий истинных ви­новников трагедии войны