Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века - Основные особенности развития русской литературы 20 века.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века
Повесть Бунина «Деревня». Идейно-художественное своеобразие, значение повести
Общечеловеческая повесть Куприна «Поединок»
Роман Горького «Мать». Идейно-художественное своеобразие, проблематика, современное восприятие романа.
Пьеса Горького «На дне». История создания, жанр, проблематика.
Дореволюционное творчество Есенина. «Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта».
Дореволюционное творчество Цветаевой.
Значение романа Шмелева «Лето Господне».
Повести Андреева «Жизнь Фивейского», «Красный смех». Проблематика, художественное своеобразие.
Пьеса Горького «На дне» как социально-психологическая драма.
Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».
Поэзия и судьба Гумилева. Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта.
Своеобразие рассказов Горького 90-х гг. 19 в. Проблематика и художественная специфика.
Мотивы любви в творчестве Куприна.
Идейно-художественное своеобразие повести Горького «Фома Гордеев».
Творческие принципы писателей акмеистов.
Дореволюционное творчество Ахматовой. Художественная специфика и значение поэзии Ахматовой.
Повесть Горького «Трое». Проблематика и идейно-художественная специфика
Русский символизм. Его черты, значение.
Русский футуризм. Его основные черты и значение.
Идейно-художественное значение повести Зайцева «Голубая звезда».
Творческий путь Бунина дореволюционного периода. Гуманистическое и общечеловеческое в творчестве писателя.
Идеи и образы поэзии Бунина дореволюционного периода.
Роман Серафимовича «Город в степи». Метод, жанр, проблематика.
Поэзия и судьба Мандельштама. Идейно-художественное своеобразие и значение творчества Мандельштама.
Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.
Драматическая трилогия Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ее значение и художественное своеобразие.
Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии Блока. Современное восприятие поэзии Блока.
Своеобразие и значение творчества Вересаева.
Раннее творчество Вересаева.
Основные особенности развития русской литературы 20 века.
Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».
Повесть Шмелева «Человек из ресторана». жанр, проблематика, стиль.
Идейно-художественное своеобразие рассказа Зайцева.
«Окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь М.Кожемякина»)» Горького. Художественное своеобразие и мастерство писателя.
Дореволюционные рассказы Серафимовича. Проблематика и идейно-художественная специфика.
Поэзия Брюсова. Проблематика и художественное своеобразие.
Рассказы Андреева кон. 90-х гг. Метод, жанр, стиль.
Автобиографическая трилогия Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Ее значение и художественное своеобразие.
Дореволюционное творчество Толстого. Проблематика и художественное своеобразие повестей писателя.
Все страницы

Основные особенности развития русской литературы 20 века.


Особенности развития русской реалистической литературы конца 19 начала 20 века.

Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни – школам, направлениям, стилям. Главные направления можно обозначить так:

•  от сентиментализма к романтизму (1800-1825 гг.)

•  от романтизма к реализму (1826 – середина столетия)

•  расцвет реализма (1856-1881)

•  переходный период в развитии русского реализма (80-е гг.)

•  90-е годы уже рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х гг.)

Признаки реализма:

Социализация

«Правда» искусства

Обращение к истории (историзм). Реалист – исследователь

Психологичность

Русский реализм 19 века сохраняет черты литературы 18 века.

Русскую литературу в целом определяют:

Гуманистичность

Патриотизм

Свободолюбие

Сатиричность

Русский реализм определяют:

Историческая конкретность

Народность

Правдивость

Психологизм

В России периода реализма – смешение буржуазии и феодализма.

Отличительные черты русского реализма:

Сатирическая направленность

Проблема народа – центральная

Демократизм литературы

Литература – ведущая форма проявления общественного сознания

Очень тесная связь с политикой – в отличие от европейской литературы

Высокая идейная направленность

Тема личности. Тема родины.

Русский реализм – стремление к преображению мира. Европейский – создать художественное описание современности.

Русский реализм – синкретичный. Тесная связь с предыдущими эпохами, другими направлениями.

Первая половина 19 века – становление реализма. Тесная связь с романтизмом.

Второй этап – реализм натуральной школы (Белинский)

Правда жизни неотделима от житейского правдоподобия и объективности изображения.

Главное внимание – не внутренняя анатомия социального порока, но его последствия для общества.

Появляется физиологический очерк – депоэтизация мира.

Исследование человека определённого социального слоя, т. к. именно этим человек и интересен.

Натуралистическая школа.

Рационализм

Схематичность.

Произведениям этих авторов не хватало естественности, свободы развития характеров.

Вторая половина 19 века – классическая стадия развития русского реализма. Творчество писателей неоднородно. Россия приближалась к общеевропейскому направлению развития искусства. В это время существовало 3 вида реализма:

•  Типический реализм. Тургенев, гончаров, Островский.

Две основные черты реализма этого времени

•  установка на создание типичных, конкретно-исторических характеров, которые отражают существенные черты эпохи.

•  Установка на объективность. Стремление воссоздать жизнь в её естественном течении и жизнеподобных формах. Проблема создания типичных характеров - как проблема преодоления случайного во имя общего. Торжество социально-исторической закономерности над эмпирической реальностью. Эмпирика – ощущения.

Любое превращение образа в тип имеет свои границы. Риск создать систему.

Эту тенденцию преодолевает Тургенев. В сюжетах романов он обнаруживает несводимость человека к типологической формуле.

•  Сверхтипический реализм. Достоевский, Толстой. Главная задача – добраться до корней человеческих поступков, до первопричин психологических, социальных, духовно-нравственных., наблюдаемых и воссоздаваемых процессов и явлений. Очень сильное аналитическое начало в этом типе реализма.

•  Атипический реализм. А.П. Чехов. Пристальное внимание к мелочам жизни. Стремление разобраться в путанице и бессмысленности современной действительности. В его произведениях (малых жанрах) ярко видна атмосфера неблагополучия. Выявляется степень готовности ряда людей, представителей разных слоёв общества к духовно-нравственному пробуждению и личностному самосознанию.