Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века - Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по русской литературе первой половины 20 века
Повесть Бунина «Деревня». Идейно-художественное своеобразие, значение повести
Общечеловеческая повесть Куприна «Поединок»
Роман Горького «Мать». Идейно-художественное своеобразие, проблематика, современное восприятие романа.
Пьеса Горького «На дне». История создания, жанр, проблематика.
Дореволюционное творчество Есенина. «Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта».
Дореволюционное творчество Цветаевой.
Значение романа Шмелева «Лето Господне».
Повести Андреева «Жизнь Фивейского», «Красный смех». Проблематика, художественное своеобразие.
Пьеса Горького «На дне» как социально-психологическая драма.
Идейно-художественное своеобразие Куприна «Молох».
Поэзия и судьба Гумилева. Идейно-художественное своеобразие и мастерство поэта.
Своеобразие рассказов Горького 90-х гг. 19 в. Проблематика и художественная специфика.
Мотивы любви в творчестве Куприна.
Идейно-художественное своеобразие повести Горького «Фома Гордеев».
Творческие принципы писателей акмеистов.
Дореволюционное творчество Ахматовой. Художественная специфика и значение поэзии Ахматовой.
Повесть Горького «Трое». Проблематика и идейно-художественная специфика
Русский символизм. Его черты, значение.
Русский футуризм. Его основные черты и значение.
Идейно-художественное значение повести Зайцева «Голубая звезда».
Творческий путь Бунина дореволюционного периода. Гуманистическое и общечеловеческое в творчестве писателя.
Идеи и образы поэзии Бунина дореволюционного периода.
Роман Серафимовича «Город в степи». Метод, жанр, проблематика.
Поэзия и судьба Мандельштама. Идейно-художественное своеобразие и значение творчества Мандельштама.
Дореволюционное творчество Маяковского. Современное восприятие поэзии Маяковского.
Драматическая трилогия Горького об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ее значение и художественное своеобразие.
Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии Блока. Современное восприятие поэзии Блока.
Своеобразие и значение творчества Вересаева.
Раннее творчество Вересаева.
Основные особенности развития русской литературы 20 века.
Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».
Повесть Шмелева «Человек из ресторана». жанр, проблематика, стиль.
Идейно-художественное своеобразие рассказа Зайцева.
«Окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь М.Кожемякина»)» Горького. Художественное своеобразие и мастерство писателя.
Дореволюционные рассказы Серафимовича. Проблематика и идейно-художественная специфика.
Поэзия Брюсова. Проблематика и художественное своеобразие.
Рассказы Андреева кон. 90-х гг. Метод, жанр, стиль.
Автобиографическая трилогия Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Ее значение и художественное своеобразие.
Дореволюционное творчество Толстого. Проблематика и художественное своеобразие повестей писателя.
Все страницы


Значение и художественное своеобразие пьесы Горького «Мещане».


Заглавие пьесы говорит о том, что Горький в ней обратился к теме, которую он уже разрабатывал в ряде рассказов 90-х годов. Однако решение темы было новым, прежде всего потому, что писатель подошел здесь вплотную к изображению новой социальной среды. Миру мещанства теперь противопоставлена сила, во многом уже определившаяся и уверенно утверждающая себя в жизни — сила пролетарской революции.

Буржуазно-либеральная критика пыталась доказать, что главная сущность социальных противоречий, показанных в пьесе Г, заключается в конфликте между отцами и детьми в среде мещанства, в бунте культурных и образованных детей против патриархального уклада жизни отцов. Эта же критика непомерно раздувала и анархический бунт Тетерева против мещанства. В то же время замалчивался главный конфликт пьесы — между рабочим Нилом и всем мещанским миром.

Конечно, дети Бессеменова, особенно Петр, протестуют против рутины, в которой погрязли отцы и которая сковывает свободу личности. Это и толкнуло Петра на некоторое время в лагерь освободительного движения, сделало его «гражданином на полчаса». Однако требование свободы личности со стороны Петра и ему подобных сводилось к требованию независимости от общества, приводило к крайнему индивидуализму

Тетерев, который отказывается признать Петра «одушевленным», правильно предрекает его будущее: после смерти отца Петр будет таким же мещанином, только, может быть, более хитрым, более ловким. Эта оценка совпадает с авторской характеристикой Петра. В марте 1902 года Горький писал артисту А. Тихомирову: «Не высокого полета этот Петр. В жизни он будет заместителем своего отца… И — очень вероятно, что Петр будет хуже отца, потому, что он умнее его».

Таким образом, бунт детей (Петра и, тем более, Татьяны) против отцов оказался мнимым. Бесперспективен и бунт деклассированных людей — Тетерева и Перчихина, которые объявляют себя жертвами бессеменовых. Искренне сочувствуя Нилу и его товарищам, Тетерев, однако, считает их наивными дон-кихота-ми, занимая в обостряющемся конфликте позицию над схваткой: «Я не состою в родстве ни с обвиняемыми… ни с потерпевшими. Я — сам по себе. Я — вещественное доказательство преступления». Самой активной общественной силой в пьесе является Нил — представитель революционного рабочего класса. К. С. Станиславский считал Нила «главной фигурой» пьесы, им был увлечен А. П. Чехов: «Центральная фигура пьесы — Нил сильно сделан, чрезвычайно интересен!».

Нил привлекает своими передовыми взглядами, жизнерадостностью, оптимизмом — всем обликом будущего хозяина страны. Он прекрасно знает, что в современной ему жизни много всякой мерзости, но это лишь усиливает в нем решимость переделать жизнь.

С образом Нила связана и новая трактовка темы труда. Нил нисколько не похож на тех обезличенных и порабощенных трудом людей, какие встречались в ряде ранних рассказов Г или Серафимовича. Его отношение к труду — это отношение творца, преобразователя, завтрашнего хозяина страны. Страстная увлеченность Нила трудом хорошо раскрыта в его разговоре с Татьяной: «…я ужасно люблю ковать. Пред тобой красная, бесформенная масса, злая, жгучая. Бить по ней молотом— наслаждение! Она плюет в тебя шипящими, огненными плевками, хочет выжечь тебе глаза, ослепить, отшвырнуть от себя. Она живая, упругая… И вот ты сильными ударами с плеча делаешь из нее все, что тебе нужно…»

Следует учесть, что многие реплики в пьесе, особенно слова Нила, содержат в себе двойной смысл. То, что Нил говорит о труде кузнеца, надо понимать и буквально и символически. Ведь бесформенная и злая масса металла — это и жизнь, которую Нил и его товарищи перековывают, это и люди, которых они воспитывают. Не случайно он говорит это учительнице. Символичность высказываний Нила чувствуется на многих страницах пьесы. «Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось»,— формально это слова машиниста о расписании движения поездов, по существу же — мысли революционера о необходимости изменить «расписание жизни».

Рядом с Нилом — такие же простые, веселые, влюбленные в жизнь люди: Поля, Шишкин, Цветаева. К нему тянутся обездоленные и ищущие места в жизни — Тетерев, Перчихин, Елена Кривцова. О них Горький писал в цитированном выше письме к А. Тихомирову: «Шишкин, Поля, Нил, Перчихин, Тетерев и — даже Елена — вот мои любимцы».

Итак, основной конфликт пьесы — борьба новых, революционных сил с миром мещанства. Примирение невозможно,— отсюда напряженность действия, особенно к концу пьесы, по мере обострения конфликта. Лагерь мещанства при внешнем торжестве (Нил уходит из дома Бессеменовых) — в смятении, в растерянности. Это подчеркнуто в последнем акте — в истерических выкриках старика:

Слово «дом» приобретает широкий символический смысл, определяя главную проблему пьесы — проблему истинного хозяина жизни. Именно потому слово «дом», часто повторяясь в репликах героев, раскрывает их отношение к жизни. «Вся жизнь — твой дом… и оттого— мне негде жить, мещанин!» — в этих словах Тетерева, обращенных к Бессеменову, прямое отождествление понятий «дом» — «жизнь».

Сложнее и глубже раскрывается эта аналогия в суждениях Нила. Когда он говорит: «В этом доме я тоже хозяин»,— здесь еще только прямое значение, однако сразу же после этого дважды повторенные слова: «Хозяин тот, кто трудится» переводят смысл высказывания на более широкую социальную основу. В этом — глубокий революционный смысл пьесы, что почувствовала и цензура, вычеркнувшая наиболее смелые слова Нила, и публика, у которой пьеса возбуждала революционные настроения.