Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Отделение умершего

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 

Отделение умершего


Перед тем, как изложить суть воззрений его на похоронный обряд, стоит сказать, что в каждом переходном обряде ван Геннеп выделял 3 фазы:

1)     фаза отделения (отказ от прежнего образа жизни и т.д.);

2)     лиминальная, или промежуточная, фаза (предполагает некую изоляцию, получние нового знания, некое сильное эмоциональное переживание, готовящее к переменам);

3)     постлиминальная фаза, или фаза включения (адаптация к новому сообществу, статусу и т.д.).

Все эти фазы присутствуют и в похоронном обряде.

На первый взгляд может показаться, что в похоронных церемониях самое важное место занимают именно обряды отделения, тогда как обряды промежуточные и обряды включения, наоборот, выражены слабо. Однако изучение фактов показывает, что дело обстоит иначе: обряды отделения немногочисленны и очень просты, а обряды промежуточные столь продолжительны и сложны, что приходится признать за ними некую автономию. И, наконец, из всех похоронных обрядов наиболее разработаны те, которые совершаются ради приобщения умершего к миру мёртвых: именно им придаётся самое большое значение.

Среди обрядов отделения умершего следует выделить: различные приёмы вынесения тела покойного из дома, сжигание имущества умершего, очистительные обряды. Кроме того, существуют и вещественные приёмы отделения: могила, гроб, кладбище, ограда и т.д.

Промежуточный период в похоронных обрядах прежде всего выражается в достаточно продолжительном нахождении трупа или гроба в помещении, где протекает ночное бдение. Затем, траур – промежуточное состояние для тех, кто остаётся в живых, в которое они входят благодаря обрядам отделения и из которого они выходят благодаря обрядам реинтеграции в общество в целом (обряд снятия траура). В период траура живые и умерший составляют особое сообщество, которое находится между миром живых, с одной стороны, и миром мёртвых – с другой. Длительность траура зависит от степени родства. Промежуточный период – время связи умершего и живых – длится и более продолжительное время, т.к. живые периодически возобновляют эту связь, либо устраивая совместную трапезу, либо посещая могилу, либо подкармливая умершего, оставляя на могиле съестные припасы. Эта связь постепенно ослабевает и, наконец, наступает момент, когда прерывается совсем – это последние поминки или последнее посещении могилы, которые имеют значение обрядов отделения (по отношению к умершему) и повторного единения сообщества живущих.

Окончательной для умершего является стадия, когда умерший достигает своего последнего пристанища. Согласно распространённому представлению, загробный мир подобен нашему, но более приятный, общество там организовано так же, как и здесь. Так что каждый умерший оказывается включённым в род, возрастной класс, имеет профессию и т.д., как это было на земле. Поэтому обряды приобщения к иному миру однотипны с обрядами гостеприимства, включения в род, усыновления и т.д. Путешествие в этот мир и вход в него сопровождаются серией обрядов перехода, различающихся в зависимости от расстояния  месторасположения иного мира.

Те, кто был искалечен, погиб от руки кровожадного человека или по воле несчастного случая, а также дети (не получившие имени и не прошедшие инициацию) и те умершие, по поводу которых не были выполнены похоронные обряды, никогда не смогут проникнуть в мир мёртвых. Это самые опасные мертвецы: они хотели бы вновь приобщиться к миру живых, но, поскольку у них нет возможности это сделать, они ведут себя по отношению к этому миру как враждебно настроенные чужаки. Поэтому похоронные обряды можно считать практическими обрядами длительного действия: они помогают живым избавиться от вечных врагов.

В работе ван Геннепа обобщены сведения о похоронных обрядах различных народностей. Но чтобы вернуться к предмету нашего изучения – славянской похоронной обрядности, хотелось бы привести пример конкретного обряда. Это похоронный обряд Белозерского края, изложенный И.И. Разовой в Историко-краеведческом альманахе Белозерья (1994).

После смерти покойника обмывают и при этом приговаривают: «Давай, давай, помогай, чтоб нам тебя одеть-то легче было». Трое суток покойника держат в доме, причитают над ним (№1), днём и ночью сидят – одного не оставляют. На 40 дней в доме занавешивают зеркала. Перед тем, как выносить покойника, 3 раза обходят дом со свечкой. Когда покойника, причитая (№2), унесут – стол  и лавки переворачивают. Ходят по дому, будто ищут, и говорят: «Ух, был – да и нету, был – да и нету», чтобы не ходил. Не пугал. После выноса в доме всё моют. Вернувшись с похорон, могильщики моются в бане. Хоронить надо утром – до 12 часов дня. Когда выносят, впереди несут крышку гроба, - чтобы покойник не являлся. В гроб кладут березовые ветки. После похорон в поле зажигают костёр, на него ставят кринку с углями и свечкой (в некоторых местах бросают одежду покойника), - чтобы после умершего ничего не осталось. Прыгают через этот костёр, чтобы покойника не бояться.

В комнате, где лежит покойник, на окно кладут медяки, потом их забирают и на кладбище бросают в яму – «выкупают» место.

Все 40 дней на обшивке дома висит белая тряпочка – знак траура, на 40-й день её несут на могилу и закапывают.

До 40-го дня в переднем углу стоит рюмка с водкой, чай, лежат пирог. Ложка с вилкой – считается, что там родитель сидит. А когда садятся обедать, кланяются в передний угол.

В урочные дни человека (9-й, 20-й, 40-й) идут на кладбище и «приводят» покойника, приглашают в дом и усаживают за стол. И те, кто приводит, и те, кто встречает, - причитают (№3). Все эти дни моют в доме полы и топят баню. «Зовут» покойника мыться (№4), кладут ему на лавку чистое бельё и подушку. Подождут, пока он помоется, потом моются сами.

На девятинах, полусорочинах и сорочинах сидят соседи до 12 часов ночи, а родственники – до утра. На 40-й день покойника из избы «выводят», провожают с иконкой, причитая (№5), до конца деревни.

После сорочин рассчитываются с теми, кто обмывал, могилу копал; а не дашь денег – покойник в могиле мокрый лежать будет.

Поминают в годину, в Троицу, в поминальную субботу, на Радуницы.

Поминальная еда: на закуску салат или окрошка, потом рыба или рыбный пирог. Мясом не поминают. В последнюю очередь подают кисель и оладьи. За столом покойнику оставляют место. Когда поминают, крестятся и приговаривают: «Легко лежание», «Земля пухом», «Царство небесное».

Когда покойника навещают на кладбище, то причитают (№6).