Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Зарождение сказок

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Зарождение сказок


Сказки о животных - самые др. сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом. Тотемизм - вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя - животного. Во многих сказках о Ж., копм. стержень - обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре - хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных. Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара,но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

Развитие, воник-е:

Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества. Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования.

Обычно выделяют две формы, приблизительно соответств-е мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного, профанное является часто результатом деритуализации и потери эзотерического характера.  Часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим — как сказочн. повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы.

Пр-е вымысла:  Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.

Стрк: Сказки о животных аллегоричны. Они интересны своей художественной структурой – простой, незатейливый понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные, цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, кот никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость- внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные- нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных.

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.