Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Волшебная сказка

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Волшебная сказка


Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу, действия, кот. имеют значения для развития сюжета – функции.

В.С. начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к опр. возрасту – инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, кот. пришли внезапно. Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровожд. запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение – парные функции.) Нарушение запрета – начальная беда, в результате кот. появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей),  который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молод. яблочки, жив воду и т.д.) Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить даритель, или советчик. Часто, в этой роли выступает (если не антагонист) Баба-Яга (она является, как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник ( часто волк или конь), кот. помогает герою добыть некие волшебные средства, кот. помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с Антаг., либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волш. помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение – не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом. Возвр. домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего –ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание.

 

В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» дает следующее определение волшебной сказке: «это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Волшебная сказка знает семь типов действующих лиц: герой, т.е персонаж, ликвидирующий беду или недостачу, антагонист, даритель, снабжающий героя волшебным средством или помощником, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, ложный герой. Вокруг этих персонажей функции логически объединяются по известным кругам, это круги действия лиц. Круг действия в точности соответствует персонажу. Один персона может охватывать несколько кругов действия или один круг действий может распределяться по нескольким персонажам.

Хар-р фантастического. Фанта­стика как одна из форм художественного вымысла требует неправдоподобного воспроизведения жизненных явлений. Фантастическое начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, улавливает закономерности развития объективной действит-ти. Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой.