Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Время и художественное пространство

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Время и художественное пространство


Время и художественное пространство  – это важнейшие параметры художественного мира фольклорного или литературного произведения.  Сказочное время – это неопределенное прошлое время. Место - некоторое царство, некоторое государство, либо тридевятое царство, тридесятое государство. Важным топологическим признаком пространства вя-ся граница. Граница делит на два взаимно не пересекающихся подпространства. Осн. ее свойство — непроницаемость. Это может быть деление на своих и чужих, живых и мертвых, бедных и богатых. Важно другое: граница, делящая пространство на две части, должна быть непроницаемой, а внутренняя структура каждого из подпространств — различной. Пространство ВС отчетливо членится на «дом» и «лес». Граница между ними отчетлива — опушка леса, иногда — река (битва со змеем почти всегда происходит на «мосту»). Герои леса не могут проникнуть в дом — они закреплены за определенным пространством. Только в лесу могут происходить страшные и чудесные события.

Стрк. Пропп.

а) Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок. 

б) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено. 

в) Последовательность функций всегда одинакова.

Бытовые, новеллистич. С. Стрк своеобразие. Соц. природа жанра.

Бытовые сказки – социальная сатира, кратки. В центре сюжета обычно 1 эпизод, действие развив-ся быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирич., юмористич., иронич. характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.  Белинский: в них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравств. понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Эти виды сказок не имеют четкого терминологического определения. Одни фольклористы называют их бытовыми и отделяют от других видов сказок, другие таких различий не делают и именуют их бытовыми, новеллистическими, реалистическими.

Реалистические- действующие лица реальные люди, а не потусторонние существа

Новеллистические - представляют собой занимательные и интересные рассказы.

Бытовые- крестьянский быт нашел в них глубокое отражение, хотя никогда описание быта не является целью.

Если в волшебной сказке двуплановость, разл-е двух миров, то в бытовой мир один- тот, в котором мы живем.

Бытовые сказки являются сказками позднего происхождения, так как они лишены мифологической основы, в них запечатлено мировоззрение достаточно цивилизованного человека.

Герой бытовых сказок уже не царевич,не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист- барин, помещик, кулак, богач. Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения. Герой в сказке всегда побеждает. В быт сказке носители зла - земные люди. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.

Один из осн признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. Нет никаких волшебных средств. Или же просто сверхъестественное трактуется реалистически. Могут происходить превращения(жена превратила мужа в кобеля ударом палки).

Возможно повествование от первого лица в отличие от волшебных.

В быт сказки не нарушаются законы природы, а если нарушаются,то это изображено как нечто вполне возможное, но центральные события быт сказки совершенно невозможны в жизни по своей необычайности. Обстановка и фон совершенно обычны, но поступки действ лиц выходят за рамки того, что обычно происходит в жизни. Т.е. форма вымысла основана на алогизме действительного

Композиция разнообразна. Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка не только самый популярный, но и самый национальный вид сказок.

Некоторые бытовые сказки ярко юмористичны. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту. Подгруппа - сатирические сказки или анекдотические.

Новеллистические, тематика- личная жизнь, персонажи- люди, связанные между собой узами (какими-нибудь).Герои новеллистич.сказок - разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, гонимая жена, жестоко наказанная братом сестра и т.д Сюжет составляют любовные приключе-я, путешествия и т.д Изображ-т часть жизни героя. Новеллистич. сказки содержат б.количество бытовых элементов, жизненных деталей. Они при лит. обработке легко превращаются в новеллу..

Существуют и переходные сказки. Их можно в равной степени отнести как к бытовым, так и к волшебным.

Сюжеты бытовых сказок:

О мудрых девушках

Об испытании жен- новеллистическая

О ловких и удачливых отгадчиках анекдотическая

О ловких ворах- анекдотическая

О разбойниках- новеллистическая

О хозяине и работнике

О попах

О глупцах- анекдотическая

О злых женах: такие сказки окрашены сатирически. Некоторые отрицательные стороны быта патриархальной деревни. Окрашены гиперболически.

О шутах и дураках: герой сказки, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и проч и все это под злорадный хохот. Это может вызвать возмущение, но это только сказкак. Тоже сатирические.