Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Историческое развитие былин

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Историческое развитие былин

В своем историч. развитии Былины претерпели изменения не только в своем содерж-и, но и в своей худож. форме. В какой мере крестьянский период жизни Б. сохранил их старин. форму, говорить можно т-ко относит-но. Выраб. в течение веков композицион. и стилистич. приемы создали традиционность Былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиц. формул и комбинируя их, получает возм-ть варьировать Б., то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого Б. сюжета. 

Поэтич. приемы эпоса явл-ся часто и мнемоническими приемами. Выдержанный эпич. стиль Б. отличается
 медлительн-ю и спокойствием. Былинный эпос любит медлен. развертывание действий, часто прибегает к различн.видам повторений, с большой обстоят-ю опис-т отдельн. детали и нисколько не боится утомить однообразием своего стиля.

Былины начинаются с запева , не связ. с сод-м былины. Знаменитый запев — «Высота ли высота поднебесная, Глубина-глубина океан море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские»; запев о турицах, увидевших на киевской стене городской плачущую девицу, предчувствующую невзгоду над Киевом; зачин о Скимене-звере или зачины с призывом слушать былину: «Послушайте, вы, люди добрые, Я ли вам да старину скажу, Старину скажу да стародавнюю»; или «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца» и др.
Следующие за запевами или прямо начинающие собой былины зачины могут быть разделены на несколько типов.
 
Б.кол-во зачинов мб отнесено к числу географич., т. е. обознач-х место действия или отвеч-х на вопросы, куда и откуда приехал былинный герой. Иногда это место действ. Обознач.в общих чертах — «из-за моря», «поле чистое», «горы», «крест леванидов», большею же частью дается конкр. географич.обозначение (напр: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя,. Сюда же нужно отнести и зачины о непроезжей дороге, о заставе
 11богатырской и др. 
Значит.реже зачины хронолог., обознач-е время действия (ср. «Как доселева Рязань слободой слыла, А как нонече Рязань славен город стал» и пр.).
 
Запевы и зачины необязательны. Иногда Б. переносят нас прямо in medias res их действия.
Заключения
, концовки реже зачинов, но и они характерны: «Синему морю на тишину, Всем добрым же людям на послушанье», «А по тыих мест старинка и покончилась», «То старина, то и де?янье». Или величание хозяина, или пение славы: «Только тому Соловнику славы поют, а Ильина-то слава не минуется».