Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Виды народного театра

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Виды народного театра

 Во время ярмарок строились балаганы. - на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям. Балаган - центр праздничн.веселья и служил комплексным воплощ-м многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Композиц-й принцип балаганного, и в целом, ярмарочного зрелища — типично гротескный: соединить в одном явлении (по крайней мере, месте) известное, знакомое и необычное, экзотическое (причем последнее нередко достигалось путем открытого обмана и жульничества). Первый балаган был открыт в Москве в 1765 году. В балаганах Санкт-Петербурга в 1870-90-х гг. на всеобщее обозрение выставлялись тело мумии «египетского царя-фараона», дикарь с острова Цейлон, поедающий живых голубей, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с русалочьим хвостом и многое другое. Обычно игрались спектакли на сказочные и нац. Истор. темы, постепенно вытесн. ранние переводные пьесы. Использ-сь приемы неожиданности, потрясения, чрезмерн-и, так что посетитель уходил ошеломл-й, подавленный избытком эмоций. Создав-сь немыслимое буйство красок, шума, движения. Балаган в целом представлял собой подлинный антимир, полный ярких красок, необычных костюмов, кричащих вывесок трактиров, аттракционов, звучания шарманок, труб, флейт, боя барабанов. Каждый праздник манифестирует собой какую-либо идею; в таком случае идейная подоплека ярмарочных увеселений — демонстр-я победы над монотонней повседн-ти, торжество над ее рутиной. Поэтому всякий элемент ярмарочн. жизни окрашивался в тона, резко контрастир-е с обыденностью: то, что в обычной жизни должно отвечать норме, на время праздника становилось выходящим за границы норм.

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. 

Общие признаки национальных фольклорных театров.

импровизация и вариация.

Полиэлементность-костюм, танец, песня и т. д.

Бифункциональность – применение мифологических сюжетов

Коллективность – главное – общение со зрителем

Национальный характер и своеобразие

Условная природа фольклорного театра – отсутствие сцены, декорации, смещение времени, пространства.

Бытовая детализ-я – использ-ся предст-е предметов быта, точность воспроизв-я трудовых процессов, подчерк-е физич. недостатков через прием гиперболизации (приувел. до больших размеров и наоборот).

Демократизм, выражение интересов народа его эстетических и эпических норм.

Оптимистичность. Утверждение добра посрамление зла. Жизнеутверждающая сила.

Острое сатирическое направление, осмеяние социальной несправедливости. Оздоровление через осмеяние.

Общность бродячих сюжетов и их своеобразие в национальных интропритациях.

Праздничность ( обусловлено определенной датой календаря), радость, смеховое состояние.

Связь с обрядовыми и годовыми действ-ми, к-е являются предш-ками народного драм. театра.


Фольклорный театр — наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театр-драм иск-во. Оно включает совокуп-ть театр-х явлений в фольклоре — разыгр-е фолькл-х драм нар. исполнит-ми, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.

Кукольный театр разделялся на два вида: «Петрушка» и «Вертеп». «Петрушка» получил название по имени куклы; имел огромный нос крючком; смеющийся рот, половину горба, одет в шёлковую рубашку ярко-красного цвета. Имел несколько имён – Петруха, Пётр Петрович Уксусов, Ванька-рататуй. «Вертеп» же – культовый религиозн. театр, к-й пришёл из Польши через Украину, репертуар его основан на теме Св. писания, на теме рождения Христа. Вертепная драма связана с обычаем устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками богородицы, младенца, пастухов, животных, этот обычай пришел в славянские страны из средневековой Европы. В ящике две сцены –на верхней разыгрывались представления на библейские темы; на второй персонажи – обычные люди. В полу сцены существовали прорези, а куклы имели своеобразный вид.

Театр картинок («Раёк» или «Косморама») - небольшая переносная панорама, представл-я собой ящик, к задней стороне к-го приделано как бы возвышение, в виде коробки, Здесь находятся различный картинки, по большей части лубочные, опускающиеся по мере надобн. на шнурке и заменяющие или просто загораж-щие одна другую. В некот. местностях картины, склеенные в одну ленту, перемат-ся с одного вала на другой. Раешник передвигал картинки и давал к ним пояснения. Интерес райка заключался не столько в картинках, сколько в пояснениях, которые отличались остроумием, своеобраз.складом речи. Картинки на ленте вначале были религиозно-церковного содер-я, но постеп.их вытеснили различные светск. изображения: пожаров, заграничных городов, царской коронации и др. Показывая картинки, раешник давал им протяжно-крикливое описание, часто сатирич.характера. Например, «Вот город Париж, как въедешь, так и угоришь, сюда наша знать едет денежки мотать, отправляется с золота мешком, а возвращается на палочке верхом». Хотя раёк возник позже многих других форм народного театра, но все же его влияние проникло в устн.драму, особенно велико воздействие «раешного стиля» на язык нар.драмы.
Театр живого актёра
вышел из тех же традиций, что и кукольн.театр, языческие обряды, мистерии. В его осн. лежат карнавал, шествия и рождеств. представления с использ-м масок и костюмов. Этот театр появился на Западе, главная причина появления этого театра – появление школьн. театра; действие соверш-ся в необычн. обстановке, есть фантастич. персонажи, условно-историч. персонажи, много бытовых персонажей, в центре каж. сюжета находится главный персонаж,конфликты обычно не разреш-ся. Персонажи не идут на компромисс, есть комич.сцены, обязат. включены песни,
 герой обязат. поёт в самый сложный для себя момент.

Тематика и проблематика крупных народных драм сходны с другими жанрами фольклора. Об этом свидет-т прежде всего ее осн.персонажи – вольнолюбивый атаман, разбойник, храбрый воин, непокорный царский сын Адольф. В них народ воплотил свои предст-я о положит.героях, с глубоко привлекат.для их создателей чертами – удалью и отвагой, бескомпромиссностью, стремлением к свободе и справедливости. 
Народные драм.произв-я, сложившиеся на основе богатой театральн.традиции, по идейно-тематич.признаку можно подразделить на три группы: 1) пьесы героич., рассказы о бунтарях, выразителях стихийного протеста («Лодка», «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман Буря» и т.д.), 2) пьесы историко-патриотич., выраж.патриотизм русс.народа («Как француз Москву брал», «Царь Максимилиан», «О богатыре и русском воине» и др.), 3) пьесы на бытовые темы («Барин и Афонька», «Барин и приказчик», «Мнимый барин» и др).

«Лодка» – центральное произведение первой группы, по кол-ву записей и публикаций оно принадл. к наиб.известным. Обычно «Лодку» относят к так наз. «разбойничьему» фольклору.

Сюжет пьесы прост: шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и доклад-т атаману о том, что видит. Когда на берегу попад-ся большое село, разбойники высаж-ся и нападают на помещичью усадьбу. Один из вар-в пьесы заканчивается призывом: «Жги, пали богатого помещика!»

В центре пьесы образ благородного разбойника – атамана, который иногда не имеет имени, а в некоторых вариантах называется Ермаком или Степаном Разиным. Именно образ Разина наиболее полно выражает основной идейный смысл пьесы: соц. Недов-во нар.масс, их протест.
 

 Наиб.любимая пьеса народного театра – «Царь Максимилиан» (30 вариантов). Ряд исслед-ей (И.Л.Щеглов, Д.Д.Благой) утвержд-т, что в этой пьесе отразилась история отношений Петра I и его сына Алексея. Историч.это предположение оправдано. «Царь Максимилиан» – это пьеса, разоблач-я внешнее «благолепие» царизма и показывающая его жестокость и бессердечие. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде; в ней выводятся военн.персонажи (воины и скороход-маршал), отраж-ся военный порядок, в речи действ-х лиц употребл-ся военная фразеология, цитир-ся военные и походные песни. Источн.пьесы были разные произвед-я: жития святых, школьные драмы, где есть образы царей – гонителей христиан, интермедии.