Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Былины о Микуле

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Былины о Микуле


Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др. Для новгородских былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, большого торгового центра, торговля со многими странами. Новгород представлял собой политич. независимую область. Былины новгор. цикла отразили многие особ-ти новгор.о обществ. и частного быта. В них обрисованы 2 части города и соединяющий их мост через реку Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви и крепкие семейные порядки. Новгород Великий основан в начале VIII столетия и возник как союз трех племен: Словен, продвинувшихся с юга, от дунайской границы (они и возглавили союз, принеся с собою племенное имя «русь» на север); кривичей и славян поморских — эти двигались с Запада, теснимые немцами; и местного чудского племени. Каждое племя создало свой центр, образовавший городской «конец»: Славна — на правом берегу Волхова, где была княжеская резиденция и городской торг; Прусский, или Людин, конец — на левом, где позднее возник Детинец с храмом святой Софии; и Неревский (Чудской) конец — тоже на левом берегу, ниже по течению Волхова (позднее выделились еще два конца: Загородье и Плотники). Во время городских смут обычно собирались два вечевых схода по ту и эту сторону Волхова и дрались или «стояли в оружии» на Волховском мосту.

 Новгород во многом соперничал с Киевом. Новгородцы гордились своим городом, и это сказалось в былинах: в них нередко он прославляется. В былинах о Микуле и о Ставре киевские князья посрамлены новгородцами. Садко, решивший соперничать с Новгородом, терпит поражение. Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов, т.к. Новгород значительно меньше, чем южн.земли, подверг-ся набегам татаро-монголов и меньше вёл с ними борьбу. Сосредоточ-ть интересов на торг.деят-ти и внутр. конфликтах, а не на борьбе с внешними врагами, определили характер сюжетов этого цикла былин. Удалённость от территорий, подвергавш-ся набегам, широкие торг.связи с другими странами, значит. развитие ремёсел сделали Новгород не только своеобразн.торговой республикой, но и соперником Киева, а затем и Москвы.

К новгородским былинам относятся былины и о Василии Буслаеве, как и о Садко исслед-ли обычно относят к XIV—XV вв., ко времени ушкуйных походов, что ни в коей мере не соотносится с данными сюжета. Легендарный Васька Буслаев, попавший даже в летопись со званием посадника новгородского, по тем же преданиям, жил задолго до татарского нашествия, и собрался он, по былине, совсем не в ушкуйный поход, а на Иордан, присовокупивши при этом: «Смолоду много бито, граблено, под старость надо душа спасать!» А хождения в Святую Землю, неоднократно предпринимавшиеся новгородцами, падают на те же домонгольские XI—XII вв. Т.е. сложение сюжета произошло в те же «киевские» сроки, что и обработка былин о богатырях Владимирова круга.

Освоение новгородцами Севера и Приуралья осущ-сь в осн.отд. дружинами «охочих молодцов», Сбор подобной дружины ярко показан в былине о Ваське Буслаеве, где перечислялись, по-видимому, основные эпические герои Великого Новгорода, «вольница новгородская». (Перечень этот, к сожалению, был уже позабыт сказителями.) Былина о Буслаеве выразит-на в том отношении, что на место обычного во всяком эпосе воинск.героизма, поединков с внеш. врагами, отбивания вражеских ратей и увода красавиц ставит внутренние социальные конфликты вечевой республики, сконцентрированные здесь — по законам былинного жанра — за много веков. Тут и сбор дружин из «охочих молодцов», и бои на мосту Волховском, и «матерые вдовы» — владелицы крупных имуществ (фигура Марфы Борецкой симптоматична именно для Новгорода). Собственно спору двух подобных владетельных боярынь посвящена и третья новгородская былина — «Хотен Блудович.