Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к зачету по устному народному творчеству - Троицко-семицкие обряды

Печать
Индекс материала
Ответы к зачету по устному народному творчеству
Типы фольклора
Жанры фольклора
Архаический Фольклор первобытного общества
Обряды
Зимне-весеннее порубежье
Осенне – летний цикл
Поэзия зимнего цикла.
Троицко-семицкие обряды
Свадебный обряд.
Обряды перехода.
Сговорные песни.
Причитания
Приговоры
Величальные песни
Похоронный обряд.
Отделение умершего
Два разряда умерших
Имитация похорон
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка
Зарождение сказок
Волшебная сказка
Время и художественное пространство
Несказочная проза. Предания, легенды, былички.
Былины
Историческое развитие былин
Другие стилистические и композиционные приемы былин
Типические традиционные формулы
Исторические песни
Игровые песни
Песни, сопровождающие движение
Фольклорный театр
Виды народного театра
Позднетрадиционный фольклор
Былины о Микуле
Все страницы

 


Троицко-семицкие обряды


В конце весны-начале лета , на седьмой послепасхальной неледе, праздновались «зеленые» святки(Троицко-семицкие обряды)»Зелеными» они названы потому, что это был праздникрастительной природы, «Троицкими»  - т.к. совпадали с праздником Троицы, а «семицкими», т.к. важным днем обрядовых песен был семик - четверг. Это девичий праздник, протекающий а окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще. Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи. Гл. праздником правосл.христианства явл. ПаСхА. Ей предшествует ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.В этот день ветки вербы освящались в церкви,а потом ими было принято слегка хлестать детей и дом. животных - для здоровья.В день Пасхи люди разговлялись куличом и крашеными яйцами.На пасху посещали кладбище.Первое воскресенье после пасхи называлось красной горкой. Праздник Ивана Купалы. Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на И.К. (с 23 на 24 июня) Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад.Похороны Костромы.  В эти же сроки (перед Петровым днём, 28 июня)  отмечался и праздник Ярилы или Костромы, который означал прощанье с летом до нового возрождения сил земли. Центральный эпизод обряда – похороны Ярилы, Купалы или Костромы. Образ Костромы сходен с образом Масленицы. Весёлые похороны Костромы сходны с такими же похоронами Масленицы.29 июня был Петров день.Его обряды были связаны с солнцем.В петровскую ночь никто не спал - караулили солнце.Толпа ряженой молодежи шумела, кричала, пела и уносила у хозяев все, что плохо лежит.Это сваливалось в кучи где-н. за деревней.Петров день открывал покос.


Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) Такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками» сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. В жатвенных песнях всегда величались женщины, т.к. это был женский труд.Ведущий мотив таких песен – обращение к жнеям. Воздавали почести последнему снопу. Первый сноп называли именинным.Почти повсеместно оставляли недожатым последний пучок колосьев - на бородку мифическому образу (козлу, полевику, Волосу, Богу, Николе и пр.).Колосья завивали различными способами.Затем бороду украшали лентами и цветами, а в середину клали кусочек хлеба, лили мед.В основе этого обряда лежали представления о духе нивы - козлоообразном хозяине поля, скрывающемся в последних несжатых колосьях. Козел - олицетворение плодородия, его старались задобрить, чтобы не оскудела сила земли.