Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века - Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века
Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»
Жанр исторического романа в творчестве Флобера «Саламбо»
Шарль Бодлер
Основные тенденции творчества раннего Диккенса в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба». Традиции Сервантеса в романе.
Образ Домби в романе Диккенса «Домби и сын». проблема финала романа.
Уильям Мейкпис Теккерей
Психологические новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Детективные новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Поэма Г.В.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Фольклорные традиции в произведении.
Роман Н.Готорна «Алая буква». Тема греха и искупления в романе. Образ Гестер Принн.
Символика Белого Кита в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Образ капитана Ахава.
Роман Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» как произведение литературы аболиционизма.
Все страницы

 


Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»


Вся. жизнь и все творчество Флобера . были противопоставле­ны миру буржуа. В основе воззрений Флобера лежит освобожденный от идеи бога пантеистический монизм Спинозы. Пантеизм Спинозы примиряет, по Флоберу, проти­воречие между духом и материей, постоянно тревожащее писателя и создающее неразрешимые конфликты в характерах его героев. Учение Спинозы привлекало, Флобера также идеей всеобщей, естественной причинности, по­стоянным чередованием причин и следствий, не зависящим от че­ловеческой воли и не целенаправленным. Идеи Спинозы о детерминизме сочетаются в сознании Флобера с мыслями Внко' об отсутствии социального развития общества. Так возникает флоберовская теория, отрицающая бур­жуазный прогресс и ориентированная на духовные возможности личности. Сложной была концепция искусства у Флобера, изверившего­ся в общественном значении деятельности человека и ориентиро­вавшегося лишь на нравственно-эстетические ценности. Он видит, как смещены все ценности, одну из причин «моральной» слабости XIX в. Его задачей становится раскрыть истину, а для этого—проникнуть в тайны человеческой личности, в историю ее становления," обнаружить все возможные побудительные причины действий и мыслей, раскрыть причинно-следственные связи яв­лений. Флобер   не принимал официальной литературы  «школы здравого смысла» Его восторг вызывали стихи Леконта де Лиля, но Флобер считал, что де Лиль выражает в преувеличенном виде его идеи. Внимание писателя привлекают произведения натуралистов. K 1850 г. к Флоберу пришло небывалое ранее ощущение сме­ны исторических эпох.

Смерть Бальзака стала для него  своеоб­разным рубежом, он воспринимал  его  как «человека сильного  и дьявольски "постигнувшего свою эпоху». Но вместе с тем Флобер очень ясно понимал, что наступило новое время. В духе времени он считал,  что  материал  для  искусства  содержите   «во  всем  и везде», нет более запретных, непоэтических тем. Изображать мир следует «все  более и более приближаться  к науке». Наука же Предполагает,  с  одной  стороны,  беспристрастность  изображения, а с другой—   глубину исследования  и широту. Поэтому" писатель, по мысли Флобера,  «должен быть созвучен всему и" всем, если он хочет понимать и описывать». Ли­тература, как и  наука, должна  стать  не дидактической,   а   наглядной.     Под   нагляд­ностью искусства   он   понимал   новый   принцип   отражения   мира, который он сам  назвал объективным. Объективная картина в произведении Флобера — это не фото­графия мира, но осмысленное автором, творчески переработанное его воспроизведение, стимулирующее восприятие читателя. При этом в соответствии со своими принципами искусства новой эпохи писатель стремится избегать драматических эффектов и случай­ностей; он  мечтает создать «книгу ни о чем, книгу без внешней привязи, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как земля, ничем не поддерживаемая, держится в воздухе, — книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по мень­шей мере, в которой сюжет, если возможно, был бы почты неви­дим».

Содержание такой книги, в которой будет «описана обы­денная жизнь, как история или эпопея», может быть раскрыто, по мысли автора, при помощи мастерской композиции и иронии, создаваемых соотношением изображенных картин. Чтобы извлечь поэзию из обыденных характеров, Флобер предъявлял особые требования к правдивости в изображении свя­зей" личности и обстоятельств. Здесь начинал действовать тот фа­тальный закон, который он почерпнул из философии Спинозы. Верность психологии, по Флоберу,— одна из основных задач ис­кусства. Стремление к совершенству формы у Флобера— это не формализм, а желание создать гармоничное "произведение, которое отразит мир и заставит задуматься о его сущности, не только лежащей на поверхности, но и скрытой,  изнаночной.