Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века - Символика Белого Кита в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Образ капитана Ахава.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века
Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»
Жанр исторического романа в творчестве Флобера «Саламбо»
Шарль Бодлер
Основные тенденции творчества раннего Диккенса в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба». Традиции Сервантеса в романе.
Образ Домби в романе Диккенса «Домби и сын». проблема финала романа.
Уильям Мейкпис Теккерей
Психологические новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Детективные новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Поэма Г.В.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Фольклорные традиции в произведении.
Роман Н.Готорна «Алая буква». Тема греха и искупления в романе. Образ Гестер Принн.
Символика Белого Кита в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Образ капитана Ахава.
Роман Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» как произведение литературы аболиционизма.
Все страницы


 

Символика Белого Кита в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Образ капитана Ахава.


«Моби Дик, или Белый Кит» (1851) - мелвилловский шедевр - писался мучительно трудно. Задуманный первоначально как повесть о китобойном промысле, он вырос в грандиозную национальную эпопею, разрушив попутно все традиционные жанровые рамки романтической прозы. Роман не имел успеха у современников, как не имели его и три последних романа.

«Моби Дик, или Белый Кит» создавался на рубеже 40-50-х годов. В это время страна неудержимо приближалась к Гражданской войне. В ходе работы над романом авторский замысел неоднократно менялся. Соответственно менялась структура книги: дописывались новые части, переделывались уже готовые, главы менялись местами, уходили из повествования одни персонажи, появлялись другие. Отсюда и особая форма романа о Белом Ките, не предустановленная заранее.

Поэтические описания океанской стихии, суховатые научные рассуждения, диалоги и монологи в духе елизаветинской трагедии, философские отступления, притчи, описание китобойного промысла, размышления о судьбах человека, народов и государств - все это идет непрерывной чередой, заставляя читателя с некоторым усилием переключаться с предмета на предмет и следовать за глубинной логикой авторской мысли. Споры о жанре «Моби Дика», не утихают. «Моби Дик» содержит жанровые признаки «морского романа», социального, философского, фантастического, приключенчиского. Указанные аспекты повествования «проросли» друг в друга.

Жанр «Моби Дика» синтетичен. Купер в своих «морских романах» соединил мореплавание с историей, но оторвал его от современной социальной действительности, М.  представил корабельную палубу как часть национальной действительности. Белый Кит - всеобъемлющий символ, олицетворение демонической мощи и великой тайны универсума, подлежащей разгадке. Социальная проблематика в «Моби Дике» привязана в основном к промысловым аспектам романа, ее значимости, и общий вывод относительно характера человеческих взаимоотношений в буржуазном обществе  - «Собственность - это весь закон!».

Капитан Ахав проецирует на Белого Кита представление о мировом зле, живущее в его мозгу. Ему, в сущности, все равно, каков Моби Дик на самом деле и каково истинное содержание символически воплощенных в нем сил. Он полагал, что может одолеть мировое зло, уничтожив Белого Кита. На самом же деле Ахаву открыт один путь - самоуничтожение. Истина открывается лишь созерцательному сознанию Измаила, истина крамольна и ужасна: во Вселенной нет высших сил, направляющих жизнь человека, общества, народов и государств. В ней нет ни бога, ни абсолютного духа, ни провиденциальных законов. В ней - только безмерность, пустота и неопределенность.  Наши судьбы в наших собственных руках!