Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века - Образ Домби в романе Диккенса «Домби и сын». проблема финала романа.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по зарубежной литературе. Писатели реализма 19 века
Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари»
Жанр исторического романа в творчестве Флобера «Саламбо»
Шарль Бодлер
Основные тенденции творчества раннего Диккенса в романе «Посмертные записки Пиквикского клуба». Традиции Сервантеса в романе.
Образ Домби в романе Диккенса «Домби и сын». проблема финала романа.
Уильям Мейкпис Теккерей
Психологические новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Детективные новеллы Эдгара По. Анализ 1-2 новелл на выбор.
Поэма Г.В.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Фольклорные традиции в произведении.
Роман Н.Готорна «Алая буква». Тема греха и искупления в романе. Образ Гестер Принн.
Символика Белого Кита в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Образ капитана Ахава.
Роман Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» как произведение литературы аболиционизма.
Все страницы


 

Образ Домби в романе Диккенса «Домби  и сын». проблема финала романа.

 

«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»— таково полное название романа Диккенса. В нем рас­сказывается о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей — дочери Флоренс и сына Поля, о смер­ти его первой жены и об уходе из дома второй — красавицы Эдит. Но это не «семейный роман», потому что с его страниц встает са­ма Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий. Через семейные от­ношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. Здесь пока­зана связь и взаимодействие между отдельными сторонами и яв­лениями жизни, что свидетельствует о прекрасном знании ее ав­тором. Если свои прежние романы Диккенс строил как цепь сменяю­щихся эпизодов, то в «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности. Та­ким  идейно-художественным  центром романа  становится  фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы ко­торого влияют на судьбы других людей. Он и сам ощущает себя ! центром вселенной. Впрочем, речь здесь идет не столько о Домби, сколько о фирме «Домби и сын». И это не случайно. В своих близ­ких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покор­ных служителей фирмы. Он и сам уже давно перестал быть че­ловеком, а превратился в деловой механизм. Если что-то и спо­собно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство спо­собен он ценить и уважать.

Домби лишен внутреннего тепла, он источает холод. В его мрачном доме царит атмосфера леденящего холода. Используя прием гиперболы, Диккенс с присущим ему мастерством разви­вает тему «холода», раскрывая суть такого явления, как Домби. Это типично английский буржуа с присущим ему снобизмом, стрем­лением проникнуть в аристократическую среду, презрительно от­носящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Он самоуверен и чопорен. Домби не замечает страданий и слез своей дочери. Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В его окаменевшем сердце не получают отклика обращенные к нему слова, в нем «не было ни намека на нежность или жалость. Не было ни проблеска интере­са, отцовского признания или сочувствия». В своем маленьком сы­не он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжа­тель «дела». Слабый и нежный ребенок, нуждающийся в заботе и ласке, разлучен с любящей его Флоренс и определен в пансион «превосходной людоедки» миссис Пипчин, а потом в школу чу­довищного мистера Блимбера. Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит, чью любовь, покорность и преданность, чью красоту он надеялся приобрести за деньги. Гордая Эдит не поже­лала стать жертвой торговой сделки. Дом отца покидает и Фло­ренс. Уверенность Домби в несокрушимости его могущества ру-' шится. Он остается в одиночестве. Нравственно-эстетический идеал Диккенса связан с людьми, противостоящими миру Домби и «имеющими сердце».

Это кочегар Тудл — «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби», его жена миссис Тудл, капитан Катл, Уолтер Гей, горничная Сьюзен Ниппе,р, Сол Джиле, неле­пый, смешной и бесконечно добрый мистер Туте. В среде этих лю­дей, которым чужда алчность, но свойственно чувство собственно­го достоинства, доброта и отзывчивость, Флоренс находит приют и понимание. А те, кто «не имеет сердца» или подавляет в себе его порывы, противостоят Флоренс и ее окружению. Это майор Бегсток, миссис Пипчин, Каркер и Блимбер, миссис Чик. Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей. Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственном Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и люб­ви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в се­бе черты социального и эстетического идеала писателя. Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любя­щим отцом и добрым дедушкой. Насколько убедителен такой фи­нал? Закономерно ли такое превращение? Вряд ли. Но, исходя из общей концепции творчества Диккенса в период создания рома­на «Домби и сын», он объясним.

В предисловии ко второму изда­нию книги Диккенс писал о неоднозначности характера Домби: «В мистере Домби не происходит никакой резкой перемены ни в этой книге, ни в жизни. Чувство собственной несправедливости живет в нем все время». Характер Домби лишен одноплановости. Домби эгоистичен и одинок, он горд и жесток, но его страдания, связанные с потерей Поля, велики, а неизбеж­ность возмездия, которое постигнет его, предсказана задолго до развязки. Предсказание прядущего звучит в словах, звучащим лейтмотивом в тексте романа: «Ему суждено вспомнить об этом в той самой комнате в грядущие годы. Дождь, льющий по крыше, ветер, стонущий снаружи, быть может, предвещали это своим на ланхолическим шумом. Ему суждено вспомнить об этом...» В романс «Домби и сын» выражена мысль о том, что развиваю­щаяся буржуазная «механическая» цивилизация убивает человеч­ность.

Антигуманный  характер  общества,  основанного  на  власти золота,   проявлятся   в   эгоизме  Домби,   жестокости   и   лицемерии Каркера, в бездушии  миссис Чик.  Понимая  неотвратимость происходящих перемен, Диккенс создает вместе с тем зловещий образ железной  дороги  и  мчащегося   по   ней   поезда — торжествующего чудовища, несущего смерть.В романе «Домби и сын» могучая сила творческого воображе­ния писателя соединилась с художественным анализом жизни со­временного ему общества, романтический полет фантазии слился с мощной  силой  реалистического  изображения действительности.