Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Детская литературы. Ответы к экзамену - Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики

Печать
Индекс материала
Детская литературы. Ответы к экзамену
Фольклор в детском чтении и в детской литературе.
Большие фольклорные жанры, их особенности
Народная сказка и миф
Детская литература в России XV-XVIII веках
Жанр литературной сказки
Основные тенденции развития детской литературы в 19 веке
Русские учебники
Поэзия Некрасова для детей
Поэзия Некрасова для детей
Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики
Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик
Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (Д.Хармс)
Природоведческая книга в 20 веке. Жанр
Творчество Гайдара. Мастерство языка в повестях (Школа, РВС, Военная тайна)
Творчество Михалкова и его роль в развитии детской литературы 20 века
Своеобразие юмористических произведений одного из писателей (Драгунский, Носов)
Скандинавская детская литература 20 века (Лагерлёф, Линдгрен, Янссон)
Все страницы

 

Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики


Чуковский К.И. (1882-1969) – один из основоположников детской литература 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 107 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц (Чарская). В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово»  - за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка.   Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им – это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми.

«Заповеди для детских поэтов» - глава в книге «От двух до пяти». Эту книгу Ч писал на протяжении больше 60 лет. Это фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, освоения им окруж мира, его творч способностях. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам.  Дети заимствуют и народа и страсть к перевертышам, к «лепым нелепицам». Ч доказывал пед ценность перевертышей тем, что ребенок оттого и смеется, что понимает исинное положение дел. У ребенка жизненная потребность в смехе. (см. 20 вопрос)

ЗАПОВЕДИ:

1) графичность ; зрительный образ и звук должны составлять единое целое;

2) наибыстрейшая смена образов. Деское зрение воспринимает не качество вещей, а их движение;

3) в стихах дложны быть песни и пляски; словесная живопись должна быть в то же время лирична; дети тешат себя «сладкими звуками»; Ч называл такие стихи «экикиками»;

4) подвижность и переменчивость ритма

5) повышенная музыкальность поэтической речи, не допускающая скопления согласных

6) рифмы должны быть поставлены на самом длтзком расстоянии друг от друга, детям трудно воспринимать несмежные рифмы;

7) рифмующиеся слова должны быть главным носителем смысла, так как привлекают повышенное внимание ребенка;

8) число строк должно ровняться числу предложений

9) не загромождать текст прилагательными

10) преобладающий ритм – хорей

11) стихи должны быть игровыми

12) поэзия для маленьких должнв быть и для взрослых поэзией!, лит достоинства детских произв-й должны оцениваться по тем же критериям, что и любого другого;

13) Стиховое воспитание, «в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям»;

14) Изучив и освоив э ти заповеди,  детскому поэту следует начать нарушать их одну за другой

15) Состояние счастья – главнейшая заповедь