Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по консалтингу - Политический рынок в России

Индекс материала
Шпаргалки по консалтингу
Становление управленческого консультирования
Виды и содержание деловых услуг
Классификация консультационных услуг
Виды консультирования
Психологические подходы к консультированию
Основные положения теории массовой межкультурной коммуникации
Учет национальных стереотипов в практике консультирования
Межкультурная компетентность
Управленческое консультирование и консультационное обучение
Виды консультантов (консультационных организа­ций)
Маркетинг и организация продаж услуг профессиональных консультантов
Политический маркетинг как условие политического консалтинга
Методы ценообразования и формы
Профессиональная компетентность консультанта
Особенности личности «успешного» консультанта
Принципы профессиональной этики консультанта
Планирование и этапы консультирования
Модели консультирования: экспертное, процессное, обучающее
Классификация методов консультирования
Принципы выстраивания взаимоотношений между клиентом и консультантом
Презентация услуг профессиональных консультантов
Проблема качества консультационных услуг
Понятие и сущность организационных изменений
Свойства и функции организационной культуры
Сущность организационного развития
Политический рынок в России
Концепция пространства конкурентной борьбы в политике
Специфика политического рынка
Специфика политического рынка в России
Динамика развития политического рынка в России
Политическая борьба и политический терроризм
Национальная модель политического консалтинга в России
Оценка политического имиджа публичного полити­ка
Технологии формирования политического имиджа
Технология связей с общественностью в условиях политического конфликта
Стратегия и тактика избирательной: кампании
Социологическое обеспечение избирательной кам­пании
Все страницы

Политический рынок в России

Становление политического рынка в современной России характеризуется наличием двух «институциональных ловушек». Первая заключается в том, что структурирующая функция институтов рынка осуществляется одним доминирующим субъектом – государством; вторая – в том, что конкуренция акторов рынка возникает не столько по поводу производства, распределения и обмена политических товаров (власти, ценностей, технологий), сколько по поводу государственного патронажа, обеспечивающего преимущества перед соперниками. В результате в российских условиях складывается деформированная модель, отличающаяся гипертрофированным развитием такого сегмента как рынок социальных технологий и неразвитостью рынка власти и ценностей гражданской культуры.

Характеризуя рынок в российском социально-политическом поле, исследователи выделяют следующие его черты:

? наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены;

? наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов. Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков;

? отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры (медиа-холдинги, органы государственной власти, суды, избиркомы);

? наличие «рынка покупателей»;

? наличие конкуренции за потребителей между производителями политических товаров и услуг;

? свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей.

Д.В. Нежданов отмечает, что, если советский политический рынок в большей степени тяготел к жесткой командно-административной форме хозяйствования, централизованному распределению ресурсов, опирался на мощнейшую систему идеологической пропаганды, насилие и низкий уровень политической культуры, то современный политический рынок ориентирован на добровольное подчинение, взаимное уважение, а не страх, относительную свободу выбора, высокую конкуренцию и более широкое действие саморегуляторов, благодаря нормам конституционного

законодательства, обеспечивающим относительное правовое равенство субъектов политики.

Как полагает Г. Сатаров, после семидесятилетнего господства политического, экономического, идеологического монополизма, после отчаянных попыток перехода к политической и экономической свободе можно утверждать, что Россия перешла к свободному политическому рынку. «Он еще диковат, страдает всеми известными детскими болезнями, у него еще ломается голос и он тянется подражать «взрослым». Наш политический рынок еще не создал «культуры потребления», и потому немалая часть населения России страдает своеобразным заворотом кишок. Но бесспорно одно ? он уже свободен. Более того, его свобода нередко выплескивается за «осознанную необходимость», приобретая разнузданные и нелепые формы». Рынок политических идей, политических лозунгов, политических лидеров ? это не просто метафора. Здесь тоже наблюдаются свои колебания конъюктуры, действует свой баланс спроса и предложения, бушует инфляция, происходят банкротства. Если в экономике мы никак не можем прорваться

на рынок, то в политической жизни девальвация старых ценностей еще не сменилась устойчивой «новой валютой». Вместе с тем в России именно на политическом рынке действует самая мощная реклама, основанная на самом беспомощном маркетинге. Процесс смены политических ценностей, установок, диспозиций, симпатий, протекающий в России, чрезвычайно динамичен, как и сама политическая жизнь. Опираясь на методологические подходы С. Липсета и

С. Роккана о разломе политической сферы по линии истеблишмент/антиистеблишмент, И.Л. Недяк в изучении политического рынка как эмпирически наблюдаемого объекта выделяет два субрынка: «высокая политика» и «низкая политика». В зону высокой политики помещаются две подсистемы: электоральный рынок и рынок государственной власти; в зону «низкой» политики – рынок политической активности. Собственно политический рынок есть взаимодействие этих трех подсистем, трендом которого является постепенное включение проблемного поля

«высокой политики» в сферу интересов акторов «низкой политики». Далее в обозначенной системе координат политический рынок рассматривается как взаимодействие статической сферы политического обмена (субъектов обмена) и динамической сферы политического обмена (отношений обмена). Современным электоральным рынкам присуще повышение роли трансакций второго порядка («партия ? медиа», «партия ? спонсоры»), которые, в силу усиления брокерских функций партии, работают на «понижение» роли трансакций первого порядка и меняют

конфигурацию «силовых линий» политического поля. Специфика российского политического рынка заключается в наличии субъекта «над-первого» порядка: избыточного и дуалистичного государства. Оно детерминирует содержание и уровни трансакционных отношений всех субъектов политических субрынков и сфер.

Таким образом, политический рынок в современном российском обществе становится важной характеристикой социальной реальности, поскольку конкуренция – это атрибут рыночного общества. По форме конкуренция – это соперничество, по содержанию – процесс борьбы за более благоприятные условия социальной деятельности в целях достижения определенной цели, прежде всего, политического успеха. Ключевой механизм политической конкуренции – это избирательный механизм, основанный на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании – свободные выборы представителей граждан в избираемые органы государственной и местной власти. Соответственно, политическая конкуренция в условиях плюрализма является одним из важнейших демократических институтов общества, интегрируя в себе множество показателей, отражающих положение дел в обществе. В свою очередь, политический рынок как неотъемлемая часть демократического общества представляет собой рынок по-

литических идей, программ, а также партий, движений и лидеров, выражающих эти идеи и программы. В определенный период времени (смена парламента, президента), а также в определенных политических, социально-экономических ситуациях массами могут быть призваны те или иные идеи и стоящие за ними политики. Предвыборная борьба идей, программ, политиков ? суть политического рынка.