Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по стратегическому маркетингу - Конкурентоспособность предприятия и товара

Индекс материала
Шпоры по стратегическому маркетингу
Цель и задачи стратегического маркетинга
Конкурентоспособность предприятия и товара
Конкурентные силы отрасли и барьеры вхождения в отрасль
Система стратегического планирования маркетинга
Анализ хозяйственного и продуктового портфелей
Анализ текущего состояния СХЕ
Ситуационный анализ
Анализ влияния выбранной стратегии на величину прибыльности и наличности
Трехмерной модель для анализа текущего состояния и разработки стратегий
Миссия и стратегические цели предприятия
Показатели эффективности деятельности предприятия
Прогнозирование деятельности предприятия
Базисные стратегии роста деятельности предприятия
Стратегии конкурентной борьбы
Альтернативные стратегии роста деятельности предприятия
Виды планирования маркетинговой деятельности
Стратегические решения в области товарной политики
Ценовые стратегии предприятия
Стратегии распределения товаров
Стратегии участия в выставках
Процесс маркетингового контроля предприятия
Аудит маркетинга на предприятии
Организация системы стратегического маркетинга
Процесс стратегического управления маркетингом
Все страницы

Конкурентоспособность предприятия и товара

Повышение конкурентоспособности предприятия является важнейшей целью стратегического маркетинга.

Возрастание конкуренции во второй половине ХХ века собственно и послужило толчком создания концепции стратегического маркетинга.

Конкуренция есть соперничество, борьба предприятий и организаций за покупателей, за свое выживание. В экономической науке различают следующие виды конкуренции:

- чистая конкуренция;

- монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция.

Естественно, что роль и значение стратегического маркетинга зависят от уровня конкурентной борьбы. Однако в любом случае предприятию необходимо заботиться о сохранении и получении конкурентных преимуществ в будущем, предполагая при этом для себя наименее благоприятное развитие событий на рынке.

Конкурентное преимущество предприятия – это превосходство его в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурентами.

Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обеспечение высокого качества товаров. К другим факторам по мере убывания их значимости можно отнести цену, качество сервиса, цену потребления (эксплуатационные затраты), марку товара и т. д. Это факторы конкурентоспособности товара.

Различают также конкурентоспособность предприятия, региона, страны, других объектов (Р.А. Фатхутдинов). Например, к показателям конкурентоспособности страны относят:

- расходы на НИОКР (процентов от ВВП);

- расходы на развитие человека (процентов от ВВП);

- политическая стабильность (экспертная оценка);

- размер ВВП на душу населения;

- средняя продолжительность жизни;

- эффективность использования природных ресурсов;

- доля экспорта в ВВП;

- уровень инфляции;

- запасы природных ресурсов;

- удельный вес конкурентоспособных на мировом рынке фирм.

При сравнении США и России по названным показателям за 1997 год Россия была более конкурентоспособна только наличию природных ресурсов и условий.

Конкурентоспособность товара измеряется различными методами. Однако, как правило, в основе большинства из них лежит расчет некоего интегрального коэффициента конкурентоспособности либо сравнение товара с товаром-эталоном или товаром конкурента.

Первый способ. На основе сравнения параметров товара как отношение индекса конкурентоспособности по техническим параметрам (в том числе, качеству) к индексу по экономическим параметрам:

K = Jт / Jэ.

Второй способ. На основе сравнения эффективности товаров:

К = Э1 / Э0 ? К1? К2 ? К3,

где Э1 – эффективность товара на конкретном рынке;

Э0 – эффективность лучшего образца конкурента на рынке;

К1, К2, К3, – коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Э = Пс / Зс ,

где Пс – полезный эффект за весь срок потребления товара;

Зс – совокупные затраты за весь срок потребления товара.

При расчете конкурентоспособности предприятия предлагается следующая модель. Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия определяется на основе конкурентоспособности его товаров на различных рынках (с учетом их значимости):

Кп = ?? аi ? bj ? кij,

где аi – удельный вес i-го товара в объеме продаж за период ?аi = 1;

bj – значимость j-го рынка;

кij – конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке.

Значимость рынков bj предлагается следующая:

- для развитых стран Запада bj = 1;

- для внутреннего рынка bj = 0,5;

- для остальных стран bj = 0,7.

При расчете конкурентоспособности предприятия могут использоваться следующие исходные данные:

1. Полезный эффект товара (качество товара):

- показатели назначения;

- показатели надежности:

• нормативный срок службы;

• коэффициент безопасности;

• коэффициент безотказности;

• коэффициент готовности;

• коэффициент сохраняемости;

- показатели экологичности;

- показатели эргономичности;

- показатели дизайна;

- показатели технологичности;

- показатели стандартизации и унификации;

- показатели патентной чистоты;

- показатели сервиса.

2. Совокупные затраты за весь жизненный цикл товара, начиная со стадии стратегического маркетинга, НИОКР и заканчивая утилизацией.

3. Качество сервиса товара:

- имидж производителя;

- юридическая надежность;

- финансовая надежность;

- качество информации о товаре, маркировка;

- качество тары и упаковки;

- качество обслуживания при продажах;

- качество гарантийного обслуживания;

- качество ремонта.

4. Удельный вес данного товара в объеме продаж.

5. Показатели значимости рынков.

6. Параметры рынков:

- емкость рынка;

- средний уровень рентабельности;

- число конкурентов и их доли;

- барьеры вхождения на рынок;

- взаимозаменяемость товаров.

7. Удельная цена товара (на единицу эффекта).

8. Показатели конкурентных преимуществ предприятия по сравнению с основным конкурентом.

Многие из этих показателей сложно измерить. При их оценке применяются экспертные методы (методы экспертной оценки), в том числе экспертные системы, основанные на использовании компьютерных баз знаний и соответствующего программного обеспечения.