Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2

Индекс материала
Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2
Место исследований в МИС
Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования
Разведочное, описательное и каузальное исследование
Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование
Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством
Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения
Стандартизация. Метрология. Сертификация
Назначение, структура и цель плана
Порядок и особенности плана маркетинга, организационного и производственного планов
Конкуренты и конкурентоспособность продукции
Влияние риска и неопределенности в планировании
Инвестиции и их роль в планировании
Финансовый план. План доходов и расходов
АВС- и XYZ–анализ в логистике
Организация каналов распределения
Логистические технологии доставки грузов
Все страницы

 

Выборочная совокупность в МИ: назначение, способы и проблемы формирования


Все множество изучаемых объектов (потребители, конкуренты, магазины и т.д.) в целом называют генеральной совокупностью. Выборка – это группа объектов исследования, которые являются носителем характеристик всех единиц ген.совокупности.

Преимущества выборки – экономим время и средства, без существенного снижения достоверности.

Этапы разработки выборочного плана:

  1. Выделение объектов ген. совокупности согласно поставленным целям исследования
  2. Получение списка совокупности для установления контура выборки
  3. Проектирование выборочного плана – определение состава и объема выборки
  4. Определение метода доступа к совокупности
  5. Достижение нужной численности выборки
  6. Проверка выборки на соответствие требованиям
  7. В случае необходимости формирование новой выборки

Контур выборки – это единица наблюдения, информация о которой собирается в ходе исследования.

Единица выборки – это элементы наблюдения, которые отбираются для исследования на различных этапах этого процесса.

Методы определения выборки:

1. Вероятностная (случайная) – если все единицы совокупности имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку.

а) Простая случайная выборка – это подход, при котором каждый член совокупности имеет одинаковую неизвестную вероятность быть выбранным. Применяется таблица случайных чисел.

б) Систематическая выборка – главное отличие от простой случайной выборки заключается в правилах выбора элементов. Систематическая выборка подразумевает выбор элементов из списка с определенным шагом, например, каждый 10-й элемент, при этом точка отсчета может выбираться случайно. Точность этой выборки ниже, чем в простой случайной, поскольку существует риск закономерностей списка.

в) Стратифицированная выборка. Например, вам необходимо получить информацию об отношении к курению учащихся школы. Понятно, что мнение младших участников будет почти однозначным, тогда как в старших классах вариативность ответов может возрасти. В этом случае гораздо разумнее разбить всех участников, например, на три группы: 1-5 классы, 6-9, 10-11и сформировать простую случайную выборку в каждой из групп. В младших классах нам потребуется гораздо меньше респондентов, чем в старших. Эти группы выборки называются стратами, а сама выборка – стратифицированной.

  • Пропорциональная стратифицированная выборка – при такой выборке число выбранных элементов в каждой страте пропорционально численности входящих в них элементов.
  • Непропорциональная стратифицированная выборка – размеры выборок из каждой группы не пропорциональны размеру соответствующей группы.

Например, если проводится сравнение большого числа небольших групп, то пропорциональная выборка может не обеспечить достаточный для значимого сравнения размер выборки.

При использовании стратифицированной выборки эффективность повышается благодаря тому, что точность исследования растет быстрее его стоимости.

г) Кластерная выборка – совокупность делится на кластеры. Далее кластеры отбираются случайным образом и все представители выбранных кластеров подвергаются исследованию. Например, чтобы выяснить отношение к курению всех выпускных классов в городе, необходимо сформировать случайную выборку из совокупности все выпускных классов города, а затем опросить всех участников выбранных классов.

При использовании кластерной выборки эффективность увеличивается за счет того, что стоимость уменьшается быстрее точности.

2. Невероятностная (неслучайная) – основной ее чертой является неслучайный характер выбора элементов. Для ее применения ген.совокупность д.б. большой, однородной и легкодоступной.

  1. Типовая выборка – при ее использовании специалист опирается на собственные суждения о репрезентативности.
  • Метод перехвата
  • Метод «снежного кома» - применяется в случае необходимости контакта с небольшой специфической группой. При использовании выборки этим методом каждого респондента после интервью просят назвать следующих. Проблема этого метода – что люди, ведущие более активный образ жизни, имеют больше шансов попасть в нее.
  • Квотная выборка – это типовая выборка, на которую накладываются ограничения: оговаривается минимальное число каждой группы совокупности. Квотирование чаще всего основывается на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование.
  1. «Удобная выборка» состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки – с группами студентов, друзья, соседи. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснована. Эту выборку часто используют для предварительного тестирования анкет. Для фокус-групп, лабораторных исследований, поисковое исследование для предварительных результатов.

Определение объема выборки:

  1. Произвольный подход
  • «Правило большого пальца». Например, бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5% от совокупности. Данный подход просто, легкий в исполнении и недорогой.
  • По усмотрению. Объем выборки может быть установлен исходя из неких заранее оговоренных условий. Например, заказчик МИ знает, что при изучении общественного мнения выборка обычно составляет 1000-1200 чел., поэтому он рекомендует исследователю придерживаться данной цифры.
  1. Затратный метод (зависит от суммы средств, выделенных на исследование)
  2. На основе статистического анализа. Этот подход основан на определении минимального объема выборки, исходя из определенных требований к надежности и достоверности полученной информации. clip_image002
  3. Расчет доверительных интервалов – это допустимое отклонение наблюдаемых значений от истинных. Размер этого допущения определяется исследователем с учетом требований к точности информации.
  4. На основании достижения теории вероятности: по формулам и готовым таблицам

Проблемы выборки:

Выборка должна быть репрезентативной: Репрезентативность – это способность выборки представлять изучаемую ген.совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность.

Ошибка выборки – разность истинных и наблюдаемых значений. Ошибки выборки могут быть уменьшены за счет увеличения размера выборки. Отличие между характеристиками ген.совокупности и выборки.

Ошибки, не связанные с выборкой: ошибки измерения, записи и ввода данных, анализа данных, не все респонденты выборки дали ответы, ошибки сбора данных, ошибки интерпретации данных.