Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2 - Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование

Индекс материала
Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2
Место исследований в МИС
Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования
Разведочное, описательное и каузальное исследование
Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование
Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством
Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения
Стандартизация. Метрология. Сертификация
Назначение, структура и цель плана
Порядок и особенности плана маркетинга, организационного и производственного планов
Конкуренты и конкурентоспособность продукции
Влияние риска и неопределенности в планировании
Инвестиции и их роль в планировании
Финансовый план. План доходов и расходов
АВС- и XYZ–анализ в логистике
Организация каналов распределения
Логистические технологии доставки грузов
Все страницы

Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование


Товароведение – наука о свойствах, получении и испытании товаров и об их экономическом значении. Цель - изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих его потребительскую стоимость, а также измерение на всех этапах товародвижения. Объектами товароведения являются товары и сопутствующие услуги (хранение, транспортировка, реализация). Субъекты: товароведы и потребители.

Классификация – разделение заданного множества товаров по определенным признакам на отдельные категории с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил. Выделяют 2 метода классификации: 1. иерархический – деление сверху вниз на определенные категории. #товары подразделяются на 3 рода: потребительские (для отдельного потребителя), промышленные (для произ-ва др. товаров) и организационные (повышают производительность руководства). В свою очередь потребительские делятся на классы: продовольственные, непродовольственные и медицинские и т.п. Классы – на подклассы и т.д. 2. Фасетный – товары распределяются по наименованию (# прейскуранты).

Существуют различные виды классификаторов:

1.класс-ции по сферам изготовления: кл-р ОКОНХ (Общероссийский кл-р отраслей нар. хоз-ва): А - промышленная продукция (машиностроение, топливо, черная металлургия и т.д.). Б – с/х продукция: растеневодство и животноводство, продукты сбора и добычи.

2.класс-ции по сферам реализации (# ГОСТ Р 51303-99). А- услуги розничной торговли (упаковка, транспортировка, хранение и т.д.), Б-товары нар. потребления, В – непродовольственные товары, Г – товары производственного назначения.

3.По Котлеру по поведению покупателей на рынке товары широкого потребления дел-ся на 4 вида: 1) товары повседневного спроса, 2) товары предварительного выбора (товары, кот. потребитель сравнивает по кач-ву, цене, дизайну и др.) 3) товары особого спроса (престижные), 4)товары пассивного спроса (новые товары, о покупке кот. потребитель не задумывался).

Общероссийская классификация товаров (ОКП) (принята Постановлением ГОССТАНДАРТА в декабре 1993, внедрена с 1 июля 1994 г.). ОКП представлен 2мя томами по 700 стр. в виде таблицы с тремя столбцами: код, контрольное число, наименование. Код состоит из 6 цифр: первые две – класс, 3я-подкласс, 4я-группа, 5я-подгруппа, 6я-вид. (#820000 ткани). ОКП-К – классификационный, ОКП-А – ассортиментный.

Торговая классификация предназначена только для товаров широкого потребления, основывается на распределении товаров на группы в соответствии с прейскурантами (сборники цен). Прейскуранты: оптовых цен и розничных цен. В прейскуранте каждому товару присваивается артикул (разновидность товара, низшее звено классификации, имеющее цифровое и буквенное обозначение). Они подразделяются на: 1) порядковые (содержат порядковый номер по прейскуранту) и 2) смысловые (буквы и цифры являются шифрованным обозначением конструкции, материалов). #СМПА-3,5 – стиральная машина автоматическая. 3) комбинированные: 1ые цифры-смысловое назначение, последние - порядковый номер внутри разновидности.

Учебная классификация – служит для изучения ассортимента товаров. # Класс?подклассы ?(группы). Класс непродовольственные товары ? подклассы: 1)текстильные и од.-обувные товары ?(текстиль, одежда, обувь) 2) галантерейные и ювелирные ?(галантерейные, ювелирные) 3)гигиенические ?(косметические, парфюмерные) 4) культурно-бытовые ?(канцелярские, транспортные ср-ва, спортивные, музыкальные, фото и кинотовары, аудиотехника, книги, журналы, товары для отдыха) 5) хозяйственные ?(мебель, посуда, стройматериалы, бытовая техника, с/х товары) 6)нефтепродукты и смазочные материалы ?(нефть, смазочные материалы) 7) биотовары ?(цветы, зоотовары, предметы ухода).

Продовольственные товары дел-ся на товары растительного и животного происхождения.

Единая система классификации и кодирования (ЕСКК): включает ?18-20 классификаторов. Основные:

1.ОКС «Общероссийский кл-р стандартов».

2.ОКП «Общероссийский кл-р продукции». (ОК-005-93) 005-порядковый номер, 93-год.

3.ОКУ «Общероссийский кл-р услуг» (ОК-002-93).

4.ОКДП «Общероссийский кл-р видов эк. деятельности, продукции и услуг» (по международным стандартам ООН) – предназначен для общения на едином языке м/у производителями и потребителями, для описания и регулирования нац. эк-ки. Используется в счет-фактурах. Используется иерархически-фасетный метод. Принят 7-разрядный код: 4 разряда опр-ют вид деятельности, 3 – показывают вид продукции и услуг.

5.ОКПО «Общероссийский кл-р предприятий и объединений» - присваивается 7-значный шифр пред-ю.

6.ОКЕИ «Общероссийский кл-р ед-ц измерения».

7.ОКСО «Общероссийский кл-р специальностей по образованию».

8.ОКСМ «Общероссийский кл-р стран мира» разработан в рамках ООН в соотв-вии с МС ISO 3166. (# Краткое название страны-Великобритания, полное - Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, цифровой код-036, буквенный код ?-2 GB, ?-3 GBR) Австралия-AU/AUS, Австрия-AT/AUT, Беларусь(Республика Буларусь)-BY/BLR, Германия(Фед.республика Германия)-DE/DEU, Россия (Рос.Фед.)-RU/RUS и т.д.

9.ОКВ «Общероссийский кл-р валют» (#, Код-810, Название валюты- RuR,Полное название- российский рубль, Страна- Россия).

оварная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). ТН ВЭД СНГ (9 позиций), ТН ВЭД РФ (10 позиций) – кл-р применяется для внешнеэкономической деятельности, введен в 1991 г. Заменила товарную номенклатуру внешней торговли стран членов СЭВ. ТН ВЭД применяют 1. на гос. ур-не: 1)при подготовке международных документов (конвенций, соглашений), 2)для тарифного и нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, регистрация спец. экспортеров). 3)для стат. наблюдений (для отчетности), 4)для транспортных перевозок, 5)для страхования грузов. 2. на ур-не отд. орг-ций и пред-ий - для: 1) заключения контрактов 2)заполнения деклараций 3)заполнения спецификаций и др. транспортных д-тов 4)бух. и складского учета 5)обработки инф-ции электронно-вычислительной техники. Стр-ра ТН ВЭД: 21 раздел, в кот. заложены принципы по происхождению товаров, хим. составу, виду материалов, функциональному назначению. Состоит из 9-ти/10-ти цифровых обозначений: ХХХХХХ ХХ Х Х

Штриховое кодирование. Впервые штрих-код был разработан в GB в 1932 г. для пищевой промышленности. В 1960 г. был внедрен в США для идентификации ж/д вагонов. В 1970 г. – принят код ИРС (universal product cod), кот. применялся в промышленности и в торговли. В 1974 г. в Европе установлена европейская система кодирования EAN. В 2001 г. товарный штрих-код принят как EAN/ИСС, утвержден стандартом EN797, в РФ-ГОСТ Р 51201-99. Участвуют 94 страны мира, в РФ > 5000 пред-ий. Штрих-коды м.б. товарными (идентификация производителей товаров) и технологическими (автоматизация сбора инф-ции о перемещении объектов и последующем потреблении-до 18 цифр, знаков). Сущ-ют разновидности EAN в РФ:

1. EAN-13 – наиболее часто применяется, предназначен для товаров. Размер – 37*26 см. 13 цифр: первые 2-3 – префикс (код страны, # Россия 460-469, Япония 45-49, США и Канада 00-13, Франция 30-37, Китай 690-693), первые 7-9: регистрационный номер пред-я. Все остальные, кроме последней – порядковый номер продукции, последняя – контрольная цифра.

2. EAN-14 – для упаковок. Размер м.б. больше, м. наносить на картонные и прочие упаковки.

3. EAN-8 – для малогабаритных товаров, маленькая упаковка, штрих-код занимает >25%. Размер 21*26 мм. Первые 2-3 – префикс, нет кода предприятия, а сразу код продукции и контрольное число.

Контрольное число определяется: 1)складываются цифры на четных позициях 2)результат*3, 3)складываются все числа на нечетных позициях, кроме посл. (контрольного числа), 4)суммируются рез-ты (3) и (2) 5) последняя цифра вычитается из 10-ти.

Ассортимент– набор товаров, формируемый по опр. признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности. Класс товаров (сов-ть товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение) ? группы товаров (часть класса, сов-ть обладающих сходным составом потребительских св-в и показателей) ?вид (сов-ть товаров опр. группы, объединенных одним названием).

Св-во ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявл. при его формировании. Показатель-колич. выражение св-в ассортимента. Св-ва:

1. Широта-общая численность ассортиментных групп (#маргарин, масло, растит.масло и т.д.) Пок-ли: 1)действительная широта (Шд) 2)базовая широта (Шб) 3)Коэффициент широты (Кш). Кш=Шд/Шб*100, %

2. Глубина (полнота) -число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе (# маргарин сливочный, молочный, домашний и т.д.) Пок-ли: 1)действительная Пд 2)базовая Пб 3)коэффициент полноты (глубины) Кп Кп=Пд/Пб*100,%

3.Новизна-способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Пок-ли: 1)кол-во новых товаров (Н) 2)коэффициент новизны Кн Кн=Н/Шд*100, %

4.Устойчивость-способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Пок-ли: 1)товары, пользующиеся постоянным спросом (устойчивый спрос) У 2)коэ-т устойчивости Ку Ку=У/Шб*100, %.

5.Коэфф-т рациональности (учитывает все предыдущие коэф. в сов-ти с учетом их весомости) Кр=(Вш*Кш+Вп*Кп+Вн*Кн+Ву*Ку)/4, %.

6.Стр-ра ассортимента Сi=Ai/S, где Аi-доля каждого товара, S-сумма всех товаров в натур. или ден. выражении.

Упр-е ассортиментом-деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Упр-е ассортиментом: 1)ассортиментная концепция (направленное построение рациональной структуры товарного пред-я). В основе: потребительские требования и рац. исп-е ресурсов. 2)ассортиментная политика (строится на основе долгоср. программ развития А. товаров): планы, ком. договоры, стр-ра ассортимента. 3)формирование ассортимента: спрос-пред-е, изучение динамики деятельности рынка, ЖЦТ, пар-ры товаров. Сущ-ют разл. направления формирования ассортимента: 1)сокращение А. (Кш,Кп?), 2)расширение А. (Кш,Кп?) 3)обновление А. Кн? 4)совершенствование А. Кр? 5)гармонизация А. Кр(реал. ассортимент)?Копт.