Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2 - Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством

Индекс материала
Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2
Место исследований в МИС
Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования
Разведочное, описательное и каузальное исследование
Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование
Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством
Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения
Стандартизация. Метрология. Сертификация
Назначение, структура и цель плана
Порядок и особенности плана маркетинга, организационного и производственного планов
Конкуренты и конкурентоспособность продукции
Влияние риска и неопределенности в планировании
Инвестиции и их роль в планировании
Финансовый план. План доходов и расходов
АВС- и XYZ–анализ в логистике
Организация каналов распределения
Логистические технологии доставки грузов
Все страницы

Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством


Качество (по МС ISO-9000) – совокупность характеристик объекта, относящиеся к его спос-ти удовлетворять установл-е и предполагаемые потребности).

В истории развития документальных систем качества выделяют 5 этапов: 1)документирование 2)системы взаимоотношений с поставщиками 3)обучение 4)мотивация 5)система взаимодействия с потребителем (контроль за выпускаемой продукцией.

1 этап: 1905г-1920-система Тейлора. 1)качество д. соотв-ть стандартам 2)входной контроль 3)проф. Обучение 4)мотивация штрафов за дефекты и увольнение 5)приемочный контроль выпускаемой продукции

2 этап 1920-1950 г- «SQC» статистическое управление качеством. 1)стат. упр-е качеством 2)стат. контроль входящей продукции 3)обучение стат. методам 4)материальное стимулирование 5)статистический приемочный контроль выпускаемой продукции. Внедрены листы для статистического контроля (стат. карты Вольтера Шухарта). Используется метод причинно-следств. связи «Рыбий скелет».

3 этап 1950-1980 гг. («TQC»-всеобщий контроль качества). 1)рассматривается качество процессов, продукции, деятельности пред-я, как соотв-е рын. требованиям. 2)входной контроль (инспекция) и сертификация продукции 3)проф. Обучение 4)мотивация к внедрению TQC 5)приемочный контроль, инспекция, аудит потребителя. Д.Журан, Э.Деминг внедрили передовые методы с-м качества. А.Фейгербаум-направление TQC.

4 этап с 1980г. по наст.вр. (Всеобщее управление качеством менеджмента).

Требования к товарам. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.:

Классификация показателей качества: 1. По количеству характеризуемых св-в: единичные, комплексные интегральные. 2.по хар-мым св-вам: по назначению, по надежности, эргономичность, экономичность, эстетичность, безопасность, технологичность, стандартиация, патентно-правовые показ-ли, экологичность, транспортабельность. 3.по способу выражения: в натур. и в денежном.

Показатели качества:

1)Назначение-способность товаров удовлетворять функциональные, социальные, классификационные и универсальные потребности.

2)Надежность- способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления в течение заранее оговоренных сроков,

Надежность характеризуется несколькими показателями: а)Долговечность-способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния. Определяется: сроком эксплуатации и ресурсов-предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах.б)Безотказность-способность товаров выполнять функциональные назначения без дефектов. в)Ремонтопригодность-способность товара восстанавливать свои исходные св-ва.

3)Экономичность.

4)Эргономичность-способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности в соответствии с антропометрическими, психологофизическими характеристиками покупателей. Показатели: а)антропометрические св-ва (соответствие измеряемым хар-кам потребителей:рост, размер, полнота) б)психологические св-ва – способность обеспечивать душевную комфортность потребителю. в)психологофизиологические св-ва. г) гигиенические св-ва: гидроскопичность, теплопроводность и т.д.

5)Эстетические свойства- способность товаров выражать в чувственно воспринимаемых признаках потребности человека. Эстетика-наука о сущности и формах прекрасного, природе, предметах, жизни.

6)Безопасность-состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем: химическая, биологическая, электрическая, механическая, радиационная, пожаробезопасность.

7)Технологичность-способность к изготовлению данного товара.

Методы оценки качества товаров. Выделяют след. методы: 1.Дифференциальный. Рассматриваются единичные показатели качества (pi), относительные показатели качества (qi)

qi=pi / piбазовое; qi норматив=(pi-pi норматив)/ (pi-pi норматив база)

2.Чаще используют комплексные показатели. Основан на применении обобщенного показателя качества продукции. М.б. главным, интегральным и средневзвешенным. Средневзвешенный показатель: W=? bi*pi ,где ? c i=1 по n; W=? bi*qi ,где ? c i=1 по m. Интегральный: clip_image013 Зк- затраты по приготовлению, Зэксп- затраты по эксплуатации, ?t- коэффициент дисконтирования.

3. Смешанный – одновременное исп-е 2х предыдущих. 1)Индекс качества: clip_image015 S-кол-во показателей, bi-весомость i-го вида продукции, ki, kiб – комплексные показатели качества i-го и базисного вида продукции. 2)Индекс дискретности: clip_image017

Di,Diб-дефекты (значения коэффициентов дефектности для рассматриваемого варианта).

Управление качеством в соответствии с международными стандартами.

Каждая страна имеет свои стандарты. Отличные стандарты мешают международной торговли. В 1946 г. по решению ООН была создана международная организация по стандартизации ИСО. Цели ИСО: 1) Облегчить гармонизацию стандартов между странами. 2)Разработать и публиковать международные стандарты. 3)Обмен информацией в работе комитета, сотрудничество с другими международными организациями. Стр-ра ИСО: ген. ассамблея?совет ИСО?Комитеты совета?Исполнительное бюро?Центральный секретариат?Технические комитеты?Рабочие группы. Комитеты совета:

1. СТАКО-стандартизационный комитет

2. ПЛАКО – плановый комитет

3. КАСКО-комитет по сертификации: изучает оценки соответствия продукции СК; подготавливает рук-ва по испытаниям, инспекции и сф-ции продукции, процессов и т.д.; содействует взаимному признанию нац. и регион. стандартов на испытание сф. инспекции 4)проводят работу по созданию руководящих д-тов ИСО.

4. ИНФКО (информационный комитет)

5. КАПОЛКО (комитет защиты прав потребителей)

6. РЕМКО – ремонтный комитет

7. ДЕВКО-комитет помощи развивающимся странам.

Международные стандарты по менеджменту качества серии ИСО 9000.

В 2000 г. приняло участие 150 стран на принятие ИСО 9000, на ИСО 14000 – 84 страны. В 1987 г. принят ИСО 9000-87 – руководство по выбору стандартов.

ИСО 9000-87 «Общее руководство качества, стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению»:

1)Элементы СК, не связанные с договором: ИСО 9004-87 «Общее руководство качеством и элементы СК».

2)Модели, связанные с контрактами:

ИСО 9001-87 «СК. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживанию».

ИСО 9002-87 «СК. Модели для обеспечения качества при производстве и монтаже».

ИСО 9003-87 «СК. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытании».

Новые: ИСО 9001:2001 «СМК требования» ГОСТ Р ИСО 9000-2001. ИСО 9004:2000 «СМК рекомендации по улучшению деятельности» - ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Основные отличия новых стандартов: 1)более подробно описана отв-ть рук-ва 2)Обращается внимание на менеджмент ресурсов 3)Уделяется более подробное внимание процессам жизни цикла продукции.

В соответствии с ИСО 9004: политика в области качества?СМК:

1. Обеспечение качества: 1)материальное обеспечение (сырье, полуфабрикаты, материалы) 2)методическое обеспечение (стандарты ИСО, стат. методы управления, 5 стадий, TQM, TQS и пр.) 3) Ресурсы (финансовые, бытовые, кадровые) 4)техническое и технологическое обеспечение.

2. Управление качеством: управление пятью M: 1) материалы (material) 2) методы 3) люди (men) 4) механизмы 5)экология (malieu).

3. Улучшение качества: 1) составление программы совершенствования качества 2) составление проекта 3)разработка мероприятий, принятие решений, контроль и корректирование.

Экономическая оценка затрат на качество. Основная идея – д.б. удовлетворены требования потребителей и производителей.

Улучшение качества- постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества. 1)обоснование работы по улучшению качества, 2)описание текущей ситуации, 3)анализ, 4)проводятся корректирующие действия, 5)оценка результатов 6)стандартизация улучшенной продукции, 7)составление перспективных планов. Международные стандарты ИСО 9000 утверждают, что экономическая эффективность достигается в том, случае, если действия на улучшение качества выгодны и потребителю и изготовителю. в качестве критерия предлагается принимать экономический эффект (Э)=разница м/у результатом экономической деятельности и затратами.

Э=Р-(Зп+Зэ), где Зп- затраты п/п, Зэ- затраты на эксплуатацию. Э=Р-(Зизг+Зпотр)±Цена изг. Э=(Ц-Зизг)+(Рез.д.-(Ц+Зпотр.)) Э=Эизг.=Эп.

В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 требования к продукции могут быть обеспечены ч/з проектирование эффективной системы качества, которая включает: 1)улучшение функциональной пригодности товара, увеличение контролируемой доли р-ка (Q); 2)снижение эксплуатационных затрат к стоимости приобретения оборудования, материалов, снижение издержек, простоев, утилизации, сбыта, повышение производительности труда (с/сmin). 3)снижение риска, в том числе повышение безопасности людей, повышение эксплуатационной готовности, снижение рекламации, потери доверия, дефектов продукции, потери р-ов сбыта.