Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2 - Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения

Индекс материала
Ответы на гос. экзамен по маркетингу. Часть 2
Место исследований в МИС
Панельные исследования: виды, цели, преимущества и проблемы использования
Разведочное, описательное и каузальное исследование
Товароведение. Классификация товаров. Ассортимент. Кодирование
Качество товаров: свойства, показатели, классификации. Управление качеством
Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения
Стандартизация. Метрология. Сертификация
Назначение, структура и цель плана
Порядок и особенности плана маркетинга, организационного и производственного планов
Конкуренты и конкурентоспособность продукции
Влияние риска и неопределенности в планировании
Инвестиции и их роль в планировании
Финансовый план. План доходов и расходов
АВС- и XYZ–анализ в логистике
Организация каналов распределения
Логистические технологии доставки грузов
Все страницы

Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения


Общие положения, объекты и субъекты товарной экспертизы. Товарная экспертиза (Тэ)-это оценка экспертом основных характеристик товаров, а также их изменений в процессе товароведения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. Цели Тэ:1)уменьшение риска при закупке крупной товарной партии,2)идентификация и оценка образцов поставщиков на предварительных этапах заключения договоров.3)Тэ может быть частью сертификационных испытаний. Принципы:-объективность,-независимость.,-компетентность,-системный подход,-эффективность, Классификация товарной экспертизы. т.е.конечные результаты должны соответствовать оптимальному использованию товаров, -безопасность.

Объекты Тэ:1)продукция (сырье, материалы, п/ф, комплектующие, потреб. товары),2)документы (договора, соглашения, стандарты),3)процессы (производственный, хранение, транспортировка, подготовка к продаже) 4)услуги (упаковка, маркировка, послепродажное обслуживание, определение стоимости товаров).

Субъекты: ф/л (клавный эксперт, эксперт стаж более 3х лет, кандидат в эксперты) и ю/л – системы (Торгово-промышленная палата, Систама сертификации, Группы дегустаторов) и организации групп (временные).

Субъекты Тэ:1)Потребитель (цель-приобрести товар/получить документ-товарный чек).2)Товароведы (продать/акт приемки),3)Инспекторы торговли, контролеры (проверить качество продукции/акт проверки),4)Органы по Сф (проверить товары на соответствие/сертификат), 5) испытательные лаборатории (экспертиза товаров/протокол) 6)Изготовители, продавцы (продать/сертификаты соответствия), 7)Эксперты (проверка соответствия/акт экспертизы).

Классификация товарной экспертизы: 1)по объему анализа и оценки (комплексная и оперативная), 2)По цели и задаче проведения (экологическая, экономич., технологич-я, судебно-правовая, экспертиза в обл-ти, Сф, товарная) 3)По этапам ЖЦТ:-техническое задание,-изготовление,-обращение,-эксплуатация.

Комплексная и оперативная экспертиза. Комплексная экспертиза проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однородных товаров, выпускаемых серийно для массового потребелния и содержит следующие работы: 1)исследовательскую и социалогическую экспертизу. 2)экспертные методы 3)расчетно-инструментальные. Оперативная экспертиза основывается на рез-тах комплексной, проводится на основных стадиях разработки новых товаров и в процессе выпуска и потребления продукции. Комплексная экспертиза состоит из след. этапов: 1)разработка потребительских классификаций (#текст изделий-фирма, страна происхождения, по составу и т.д.) 2)выявление тенденций изменения конструктивно-технических и художественных особенностей (#использование синтетических волокон, мода и т.д.) 3)разработка модели потребления 4)разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества 5)проведение измерений и опред-е значений (инструментальные, регистрационные, органолептические) 6)формирование критериев оценки 7)сост-е базового ряда образцов и шквал оценки (#фасон, размеры) 8)оценка показателей качества.

Разновидности товарной экспертизы: 1)контрактная: выполнение условий контракта (уровень качества, предотгрузочный контроль, состояние упаковки, соответствие упаковки, соответствие поступившей партии условиям контракта) 2)таможенная (идентификация товара, опр-е страны происхождения товара, уточнение характеристик и кода ТН ВЭД, фиксирование состояния товара в момент передачи) 3)страховая (оценка причиненного страхового ущерба в стоимостном выражении от пожара, похищения, аварий, стихийных бедствий). 4)банковская (определение качества и количества имущества в стоимостном выражении, передаваемого в залог)5)консультационная (констатация причин образования дефектов товара, повреждение при транспортировке и хранении) 6)потребительская (экспертиза качества товара, бывшего в употреблении, % снижения качества 7)оценочная (определение цены с учетом качества, количества, срока службы).

Методы Тэ делятся на -объективные (инструментальные и регистрационные методы) -эвристические (органометрические, экспертные, социологические).

Инструментальные позволяют определить действительное значение качества с помощью технических устройств. Дают объективную оценку с высокой точностью, выражают результаты в общепринятых единицах измерения. «-» - надо иметь специальные приборы.

Регистрационные основаны на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку.

Органолептические методы:

1)Визуальные методы-методы основаны на определении значений показателей качества органами зрения человека. Показатели качества: внешний вид, форма, цвет, состояние поверхности, целостность. Цвета разделяются на 2 группы: -ахроматические(число белые, чисто черные) -цветные (7 цветов: синий, голубой, желтый, зеленый, оранжевый, красный, фиолетовый). Человеческий глаз способен отличать 150 тонов, а тренированный-350 тонов. По концентрации выделяется цветовой контраст. При оценке освещенность должна быть 150-200 люкс.

2)Осязательный метод. Основан на восприятии консистенции или состоянии поверхности с помощью тактильных ощущений (чувствительные окончания чувствительных нервов).Рецепторы осязания воспринимают ощущения давления, боли, теплоты, холода, вибрации. По консистенции выделяют след. понятия:-волокнистость,-деревянность,-песчаность,-нежность,-сочность,-жесткость По структуре различают: 1)жидкое, 2)твердое (соль), 3)аморфное (мед), 4)желеобразное (крема), 5)пенообразное (мусс), 6)пористое (булка), 7) волокнистое (мясо). Для определения консистенции применяют: -пенетрометры, вискозиметры.

3)Обонятельный метод -основан на восприятии запаха. «Аромат»-естественный характерный запах, «Букет»-запах, возникающий во время созревания, брожения и ферментации. Наиболее характерно влияют на организм: камфара, бензол, индол лаванда +розмарин, укроп + герань, роза, мята, лимон, эвкалипт.

Японские ученые выявили, что у человека на 54% снижается количество ошибок от лимона. Интенсивные запахи приводят к быстрой утомляемости человека.

4)Вкусовой метод. Общее количество вкусовых луковиц во рту достигает 9000. Вкусовые свойства разделяются на 4 группы: глюкофорные, кислые (ионы водорода),соленые вещества, горькие.

5)Аудиометод. Сложные и чистые звуки. а)частота от 15 до 22000 Гц. Сред. частота 500-2000Гц. б)сила звука (децибела).Разговорная речь 40-60 дцб; крик, шум до 90 дцб, более 120 дцб-боль в ушах.

Математико-статистические методы обработки экспертных данных.

Экспертные методы - это методы оценки производимой группой экспертов в условиях неопределенности и риска (когда более объективные методы неприемлемы). 1)Групповой опрос экспертов, 2)Математико-статистические (карта Шухерда), 3)Методы экспертной оценки показателей качества. Метод Дельфи. Суть: отказ от совместной работы эксперта, анонимность. Это достигается тем, что каждый эксперт высказывает свое мнение в анкете без группю Обсуждения. Рез-ты анкет обрабатываются статистическими методами и доводятся до сведений экспертов. Если сход-ть мнений удовлетворительна, то принимаются решения, если неуд. Сходимость мнения, то процедура повторяется до 3-4х раз. Сходимость мнения опр-ся коэффициентом конкордации W=12S/n2(m3-m). S-сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта эксперта от среднего значения, n-число объектов экспертизы.

Методы оценки показателей качества: 1. Дифференциальные – основаны на исп-нии единичных показателей (Pi, Qi). Показатель качества продукции Qi=Pi/Piб. При наличии нормативных, проектных ограничений Oi=(Pi-Piн)/(Piб-Piн). 2. Комплексный – основан на применении обобщенного показателя качества продукции. М.б. главным, интегральным и средневзвешенным. Средневзвешенный пок-ль: clip_image019 clip_image021 3. Смешанный – одновременное использование 2х предыдущих: 1) индекс качества clip_image023 s-кол-во показателей, bi-весомость i-го вида продукции. Ki Kiб- комплексный показатель качества i-го и базисного вида продукции 2) индекс дефектности clip_image025 Di, Diб – дефекты (значения коэффициентов дефектности для рассматриваемого варианта).

Группы показателей

Отдельные показатели, которые его наиболее характеризуют

Единичные

Комплексные

Интегральные

W=E bipi

W=E biQi

U=Э/E(Зkt+Зэt)*?t

Назначение, надежность, эргономичность, экономичность, эстетичность, экологичность, технологические, безопасность, стандартизация, транспортабельность

Где Е-сумма,

Qi-относительный показатель по отношению к базовой модели.

Натуральные (кг, м)

Денежные

Прогнозные, Проектные, Производственные, Эксплуатационные

Организация проведения товарной экспертизы. 3 этапа: 1. Подготовительный: 1)заявка на проведение экспертизы 2)выписывается наряд на проведение экспертизы, кот. служит подтверждением прав эксперта. На обратной стороне бланка – время работы эксперта. 2. Основной: 1)заказчик представляет д-ты эксперту (товаросопроводительные, заверенную копию вызова поставщика, договор купли-продажи) 2) выбираются методы экспертизы 3)выбираются образцы, состовляется акт отбора образцов. 4)сост-ся протокол или акт экспертизы. 3.Рез-т экспертизы оформляется в виде акта экспертизы.