Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по психиатрии - 17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по психиатрии
2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе
3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков)
4. Выдающиеся деятели психиатрии (М.Балинский, Э.Крепеллин, В.Кандинский, С.Корсаков, В.Бехтерев)
5. Нобелевские лауреаты в области психиатрии
6. История кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ. А.К.Ленц
7. Организационная структура стационарной психиатрической и наркологической помощи в Республике Беларусь
8. Структура внебольничной психиатрической и наркологической помощи в РБ
9. Права и льготы людей с психическими расстройствами в РБ
10. Психопрофилактика психических расстройств
11. Показания и порядок направления в психиатрический стационар. Принудительная госпитализация.
12. Требования к первичному психиатрическому освидетельствованию.
13. Врачебно-трудовая экспертиза при психических расстройствах.
14. Судебно-психиатрическая экспертиза и порядок ее проведения
15. Этиология, течение и исходы психических заболеваний
16. Эпидемиология психических расстройств. Динамика распространенности.
17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.
18. Этические нормы общения с психически больными. Врачебная тайна в психиатрии.
19. Основные положения военно-психиатрической экспертизы.
20. Эпидемиология и причины суицидального поведения. Профилактика суицидов.
21. Симуляция, диссимуляция и аггравация психических расстройств.
22. Тактика врача-интерниста при психических расстройствах у соматических больных.
23. Особенности ухода за психически больными при отказах от еды, с суицидальными тенденциями и агрессивным поведением.
24. Основные современные направления в психиатрии
25. Медицинская психология
26. Взаимоотношение психического и соматического в норме и патологии.
27. Я-концепция, копинг-поведение, стратегии преодоления стресса. Механизмы соматизации.
28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.
29. Механизмы неврозогенеза
Раздел 2. 1. Методы исследования в психиатрии
2. Методы параклинического обследования в психиатрии
3. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств
4. Нарушение ощущений (сенестопатии, парестезии, гипостезия, гиперестезия).
5. Нарушение восприятия (иллюзии, агнозии, психосенсорные расстройства).
6. Галлюцинаторный синдром. Псевдогаллюцинации.
7. Синдром психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо).
8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие)
9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.
10. Нарушение функции внимания.
11. Нарушения памяти. Амнестический (Корсаковский) синдром.
12. Патология влечений и инстинктов.
13. Нарушения речи.
14. Нарушения мышления
15. Бредовой синдром. Паранояльный, параноидный и парафренный синдром.
16. Синдром оглушенного сознания.
17. Сумеречные нарушения сознания. Деперсонализация и дереализация.
18. Деменция. Ее причины и типы.
19. Астенический и церебрастенический синдромы.
20. Психоорганический синдром
21. Синдром зависимости от психоактивного вещества
22. Синдром отмены психоактивного вещества.
23. Синдром навязчивых состояний
24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе
25. Нарушения волевых функций. Двигательно-волевые нарушения. Кататонический синдром.
26. Виды психомоторного возбуждения. Экстренная помощь при них.
Все страницы

 

17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.

Субъективный анамнез (биографический, полученный от самого больного, психиатрическое интервью) - начинается сбором биографических сведений о больном, но содержит в себе и оценку психического статуса. Необходимо не только выяснить события жизни больного, но и уточнить его собственную оценку этих событий, интерпретацию и т.п.

При проведении интервью с пациентом врач старается изучить его жизнь, его страдания и патогенные влияния. Целью врача является диагностика и далее определение терапевтической, реабилитационной тактики.

Принципы правильного интервьюирования:

1) в начале интервью необходимо установить доверительный контакт

2) в ходе первой беседы необходимо затронуть как можно больше сторон жизни больного, его отношение к окружающему, взаимоотношения с близкими, жизненные цели. Внешне разговор должен казаться бессистемным, чтобы его основная линия ускользала от больного, врач же с особым вниманием должен слушать и наблюдать, выделяя темы, наиболее актуальные и эмоционально значимые для пациента.

3) в ходе беседы врачу необходимо наводящими вопросами заполнить пробелы в сведениях, чтобы составить для себя целостную картину жизни и состояния больного. Вопросы должны задаваться тактично и сдержанно, чтобы не напугать больного, но целенаправленно, чтобы четко добиваться необходимых сведений.

4) не следует ожидать от каждого больного, что он сразу начнет говорить на неприятные для него темы: о своих промахах, неудачах и ошибках. Врач не должен стараться узнать все с первого разговора.

5) важна правильно формулировать вопрос (вместо «Употребляете ли Вы алкоголь, много или только умеренно?» лучше спросить у больного, сколько алкоголя он переносит, а при его уверениях, что он больше не пьет ни капли, проявить интерес к тому, почему он избегает алкоголя и т.д.)

6) следует дать понять больному, что подобные проблемы встречаются и у других людей, а не только у него, внушить чувство безопасности, смягчить его страх, недоверие, ослабить значимость его жалоб, придавая им меньше значения, а затем перейти к успокаивающим предположениям. Такие разъяснения не способствуют решительному облегчению, но позволяют больному убедиться, что его состояние не расценивается как серьезное. Тем не менее, важна констатация необходимости психиатрического и/или психотерапевтического лечения.

Врачебная беседа имеет не только диагностическое значение, но и терапевтический смысл. К концу собеседования больной приходит к пониманию, что между ним и врачом наладился контакт, а это необходимо для последующей терапии именно благодаря первой беседе. Как врач поведет себя с больным, во многом зависит от принятого врачом стиля общения. Врач не должен встречать больного ни холодно, ни безразлично, ни вульгарно, ни навязчиво, а с дружеской серьезностью, участием и искренним желанием помочь.

Объективный анамнез - сведения о больном, полученные от родственников, знакомых больного, из документации – как медицинской, так и немедицинской.

Сведения, сообщаемые больным, часто бывают неполными не столько из-за того, что он о чем-то умалчивает, сколько из-за того, что он заблуждается, видя свое положение односторонне и не оценивая в полной мере взаимосвязи событий в своей жизни. Часто бывает необходимо дополнить сведения больного информацией, получаемой от родственников, о деталях начала и развития болезни. Родственники старшего поколения часто знают больше о семейном анамнезе больного.

Как правило, врач вначале говорит с больным, а затем с его родственниками, чтобы дать им понять, что ему важнее мнение самого больного, но что у него общее с родственниками мнение о необходимости лечения. О присутствии при беседе врача с родственниками больной должен решать сам. Если больной сочтет свое присутствие неуместным, врач все равно должен сообщить ему об основных итогах этого разговора.