Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по психиатрии - 28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по психиатрии
2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе
3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков)
4. Выдающиеся деятели психиатрии (М.Балинский, Э.Крепеллин, В.Кандинский, С.Корсаков, В.Бехтерев)
5. Нобелевские лауреаты в области психиатрии
6. История кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ. А.К.Ленц
7. Организационная структура стационарной психиатрической и наркологической помощи в Республике Беларусь
8. Структура внебольничной психиатрической и наркологической помощи в РБ
9. Права и льготы людей с психическими расстройствами в РБ
10. Психопрофилактика психических расстройств
11. Показания и порядок направления в психиатрический стационар. Принудительная госпитализация.
12. Требования к первичному психиатрическому освидетельствованию.
13. Врачебно-трудовая экспертиза при психических расстройствах.
14. Судебно-психиатрическая экспертиза и порядок ее проведения
15. Этиология, течение и исходы психических заболеваний
16. Эпидемиология психических расстройств. Динамика распространенности.
17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.
18. Этические нормы общения с психически больными. Врачебная тайна в психиатрии.
19. Основные положения военно-психиатрической экспертизы.
20. Эпидемиология и причины суицидального поведения. Профилактика суицидов.
21. Симуляция, диссимуляция и аггравация психических расстройств.
22. Тактика врача-интерниста при психических расстройствах у соматических больных.
23. Особенности ухода за психически больными при отказах от еды, с суицидальными тенденциями и агрессивным поведением.
24. Основные современные направления в психиатрии
25. Медицинская психология
26. Взаимоотношение психического и соматического в норме и патологии.
27. Я-концепция, копинг-поведение, стратегии преодоления стресса. Механизмы соматизации.
28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.
29. Механизмы неврозогенеза
Раздел 2. 1. Методы исследования в психиатрии
2. Методы параклинического обследования в психиатрии
3. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств
4. Нарушение ощущений (сенестопатии, парестезии, гипостезия, гиперестезия).
5. Нарушение восприятия (иллюзии, агнозии, психосенсорные расстройства).
6. Галлюцинаторный синдром. Псевдогаллюцинации.
7. Синдром психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо).
8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие)
9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.
10. Нарушение функции внимания.
11. Нарушения памяти. Амнестический (Корсаковский) синдром.
12. Патология влечений и инстинктов.
13. Нарушения речи.
14. Нарушения мышления
15. Бредовой синдром. Паранояльный, параноидный и парафренный синдром.
16. Синдром оглушенного сознания.
17. Сумеречные нарушения сознания. Деперсонализация и дереализация.
18. Деменция. Ее причины и типы.
19. Астенический и церебрастенический синдромы.
20. Психоорганический синдром
21. Синдром зависимости от психоактивного вещества
22. Синдром отмены психоактивного вещества.
23. Синдром навязчивых состояний
24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе
25. Нарушения волевых функций. Двигательно-волевые нарушения. Кататонический синдром.
26. Виды психомоторного возбуждения. Экстренная помощь при них.
Все страницы

 

28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.

Внутренняя картина болезни - это субъективное восприятие человеком своего заболевания, состоит из четырех составляющих:

1) болевая или сенсорная составляющая - то, что больной чувствует (неприятные ощущения, дискомфорт)

2) эмоциональная - включает в себя то, какие эмоции человек испытывает в связи с заболеванием.

3) интеллектуальная или когнитивная - то, что человек думает о своем заболевании, о причинах заболевания и последствиях.

4) волевая или мотивационная - связана с необходимостью актуализации деятельности, возвращения и сохранения здоровья. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

Тип реагирования личности формируется в результате действия социальных и конституциональных параметров (пол, возраст, темперамент, характер, природа заболевания, профессия и т.д.)

Классификация и характеристика типов реагирования на болезнь:

I. Типы реагирования, при которых социальная адаптация не нарушается

а) гармоничный – трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть его в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать лечению. Нежелание обеременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного исхода – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному.

б) эргопатический – “уход от болезни” в работу, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, лечатся так, чтобы оставалась возможность работать

в) анозогнозический – активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях

II. Типы реагирования, сопровождающиеся психологической дезадаптацией в связи с заболеванием

1) интрапсихическая направленность

а) тревожный – непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного исхода, поиск новых возможностей лечения, жажда дополнительной информации

б) обсессивно-фобический – мнительность касается прежде всего опасений не реальных, а маловероятных осложнений; воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные; защитой являются ритуалы, приметы.

в) ипохондрический – сосредоточены на субъективных ощущениях, стремление рассказать об этом другим. Преувеличение побочного действия лекарств. Требование обследования и боязнь его.

г) неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, изливающиеся на первого попавшегося и завершающиеся раскаянием. Требование немедленного результата лечения.

д) меланхолический – удрученность болезнью, неверие в успех, суицидальные мысли, пессимизм

е) апатический – полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам, лечению.

2) интерпсихическая направленность

а) сенситивный – чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о их болезни. Опасения, что окружающие станут избегать их, считать неполноценными, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим

б) эгоцентрический – «уход в болезнь», выставление напоказ своих страданий и переживаний с целью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы. Разговоры окружающих быстро переводят на себя. В других людях, требующих внимания и заботы, видят только конкурентов и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность

в) паранойяльный – уверенность в том, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к ЛС и процедурам. Стремление приписывать осложнения лечения или побочные действия ЛС халатности или злому умыслу персонала. Обвинение и требования наказания в связи с этим.

г) эйфорический – необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. «Само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легко нарушают режим, хотя это может неблагоприятно сказываться на течении болезни.

Аномальное поведение больного в связи с болезнью:

а) отрицание болезни

б) утверждение болезни

1) соматизация

- острая (паническое расстройство)

- подострая (депрессивное состояние, генерализованное тревожное расстройство)

- хроническая (соматизированное, соматоформное болевое, ипохондрическое расстройства)

2) симуляция

- сознательная (патомимикрическое расстройство, собственно симуляция)

- неосознаваемая (диссоциативное расстройство)

Способы психологической защиты:

а) вытеснение - процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

1) вытеснение + смещение - способствует возникновению фобических реакций (навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью - защита против враждебности к ребенку)

2) вытеснение + конверсия (соматическая символизация) – основа истерических реакций.

б) регрессия - неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания; в норме проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (больной, как ребенок, требует повышенного внимания и опеки).

в) проекция - механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает (человек некритичен к своим недостаткам, но с легкостью замечают их только у других).

г) интроекция – символическое включение в себя человека или объекта (усваивание ребенком родительских ценностей и идеалов).

д) рационализация - защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы, помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины.

е) интеллектуализация - преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств (вместо реальной любви - разговоры о любви).

ж) компенсация - бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков; компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью).

з) реактивное формирование - защитный механизм, подменяющий неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями (преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность)

и) отрицание - механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне (у детей если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

к) смещение - механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене (смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты).