Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по психиатрии - 24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по психиатрии
2. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе
3. Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков)
4. Выдающиеся деятели психиатрии (М.Балинский, Э.Крепеллин, В.Кандинский, С.Корсаков, В.Бехтерев)
5. Нобелевские лауреаты в области психиатрии
6. История кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ. А.К.Ленц
7. Организационная структура стационарной психиатрической и наркологической помощи в Республике Беларусь
8. Структура внебольничной психиатрической и наркологической помощи в РБ
9. Права и льготы людей с психическими расстройствами в РБ
10. Психопрофилактика психических расстройств
11. Показания и порядок направления в психиатрический стационар. Принудительная госпитализация.
12. Требования к первичному психиатрическому освидетельствованию.
13. Врачебно-трудовая экспертиза при психических расстройствах.
14. Судебно-психиатрическая экспертиза и порядок ее проведения
15. Этиология, течение и исходы психических заболеваний
16. Эпидемиология психических расстройств. Динамика распространенности.
17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.
18. Этические нормы общения с психически больными. Врачебная тайна в психиатрии.
19. Основные положения военно-психиатрической экспертизы.
20. Эпидемиология и причины суицидального поведения. Профилактика суицидов.
21. Симуляция, диссимуляция и аггравация психических расстройств.
22. Тактика врача-интерниста при психических расстройствах у соматических больных.
23. Особенности ухода за психически больными при отказах от еды, с суицидальными тенденциями и агрессивным поведением.
24. Основные современные направления в психиатрии
25. Медицинская психология
26. Взаимоотношение психического и соматического в норме и патологии.
27. Я-концепция, копинг-поведение, стратегии преодоления стресса. Механизмы соматизации.
28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.
29. Механизмы неврозогенеза
Раздел 2. 1. Методы исследования в психиатрии
2. Методы параклинического обследования в психиатрии
3. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств
4. Нарушение ощущений (сенестопатии, парестезии, гипостезия, гиперестезия).
5. Нарушение восприятия (иллюзии, агнозии, психосенсорные расстройства).
6. Галлюцинаторный синдром. Псевдогаллюцинации.
7. Синдром психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо).
8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие)
9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.
10. Нарушение функции внимания.
11. Нарушения памяти. Амнестический (Корсаковский) синдром.
12. Патология влечений и инстинктов.
13. Нарушения речи.
14. Нарушения мышления
15. Бредовой синдром. Паранояльный, параноидный и парафренный синдром.
16. Синдром оглушенного сознания.
17. Сумеречные нарушения сознания. Деперсонализация и дереализация.
18. Деменция. Ее причины и типы.
19. Астенический и церебрастенический синдромы.
20. Психоорганический синдром
21. Синдром зависимости от психоактивного вещества
22. Синдром отмены психоактивного вещества.
23. Синдром навязчивых состояний
24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе
25. Нарушения волевых функций. Двигательно-волевые нарушения. Кататонический синдром.
26. Виды психомоторного возбуждения. Экстренная помощь при них.
Все страницы

24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе. Диагностика и принципы оказания врачебной помощи.

Горе - реакция на утрату значимого объекта, части идентичности (системы самопредставлений, посредством которых индивид определяет себя и свое отношение к миру) или ожидаемого будущего.

Причины горя:

- смерть любимого человека

- потеря любимого человека в результате разлуки, развода или заключения в тюрьму;

- утрата объекта или лишение положения, которые имели эмоциональную значимость (например, потеря ценной собственности, лишение выгодной работы или положения в обществе, выход не пенсию);

- утрата предполагаемого объекта любви (например, рождение мертвого или неполноценного ребенка);

- потеря, связанная с заболеванием, травмой или ранением (например, ампутация, мастэктомия).

Симптомалогия нормального горя:

1. соматические нарушения:

а) нарушения дыхания (спазмы в горле, прерывистое и учащенное дыхание с постоянной потребностью вдохнуть)

б) признаки физического переутомления (субъективно ощущается потеря мышечной силы)

в) утрата аппетита

г) нарушения сна

д) симптоматика болезни, от которой умер близкий (идентификационные симптомы)

2. психологическая сфера:

а) чувство вины - человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего из того, что мог; он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Может наблюдаться: вина за воображаемые грехи; вина за то, что не сделал (не успел сделать) для умершего; вина «выжившего»

б) погруженность в образ умершего (раздражительность, одеревенелость, брошенность, избегание контактов, избегание разговоров либо назойливые рассказы)

в) у детей — чувство предательства

3. когнитивная (познавательная) сфера:

а) все предметы связываются с умершим

б) нарушение работоспособности

в) нарушение внимания и памяти

г) рассеянность, ощущение собственной малоценности

Динамика горя и принципы оказания помощи в зависимости от нее:

а) шок и оцепенение (в среднем 7-9 дней)- известие об утрате и первая реакция на него («не может быть!»). Проявление оцепенения, скованности, напряжения у скорбящего; отсутствуют эмоциональные реакции в ответ на происходящее. В сознании появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Восприятие объективной реальности утрачивает свою четкость, в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде (дереализационные феномены). Граница перехода во вторую фазу – появление слез.

Задача горя: признание факта потери (формы избегания решения задачи: затянувшееся поведение «поиска», отрицание факта потери, ее значимости или необратимости).

Помощь: следует избегать бесполезных уговоров и утешений; нельзя оставлять человека наедине с самим собой (детей не следует отправлять в школу!), т.к. его реакции перестают быть контролируемы; выведение из шока потери достигается стимулированием переживания горюющим любых сильных чувств (слез и т.д.)

б) фаза отчаяния, страдания и дезорганизации (фаза острого горя, в среднем 40 дней) - сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции (затруднение дыхания, астения и т.д.). Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей, ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация. Утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться при общении с родственниками. Изменяется повседневная деятельность. Человеку бывает трудно сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

Задача горя: переживание боли потери (формы избегания: отрицание наличия боли или других мучительных чувств, мыслей, избегание воспоминаний о покойном, употребление алкоголя)

Помощь: нужно быть всегда в распоряжении горюющего, чтобы суметь его выслушать и поддержать в нужную минуту; если горюющий изъявил желание побыть одному, то его нужно на время оставить, и если этот человек плачет, то утешать его не следует; следует относиться к горюющему мягко, многое прощать, но не все (чтобы избежать формирования травмированной личности); к концу этой фазы следует начать приобщать человека к деятельности, поощряя его возвращение к реальной жизни. Отношение к человеку, перенесшему утрату должно быть обыденным, не следует делать ни скидок, ни послаблений.

в) фаза «остаточных толчков и реорганизации» (до 1 года) - жизнь входит в свою колею, переживание горя протекает сначала в виде частых, а потом все более редких отдельных приступов, «толчков».

Помощь: человеку стоит помочь в построении реальных планов на будущее.

Задача горя: приспособление к жизни в мире без умершего (формы избегания: гиперопека и «инвалидизация» горюющего на протяжении длительного времени после утраты со стороны ближайшего окружения)

г) фаза «завершения работы горя» - горюющему приходится преодолевать некоторые культурные и моральные барьеры, затрудняющие акт завершения этой работы (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему). Критерием завершения работы горя может служить способность направлять большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это печаль уже спокойная, «светлая».

Задача горя: построение нового отношения к умершему и продолжение жизни (формы избегания: представление о том, что горе является мерой любви к умершему, запрет на любовь, фиксация на прошлой связи, избегание установления новых близких отношений из-за опасения боли утраты при их прекращении)

Причины развития патологического горя:

а) смерть была неожиданной и непредсказуемой

б) человек, утративший близкого, был с ним очень близок, зависим или имел амбивалентные отношения с умершим

в) выживший находится не в безопасности или имеет трудности в выражении чувств или в анамнезе имел психические расстройства

г) выживший имеет зависимых детей и ему не легко выражать свое горе и др.

Помощь при патологическом горе:

1) в тех случаях, когда можно предвидеть приближающуюся утрату, человека целесообразно готовить к этому заранее, поскольку необходимо время для достижения баланса между избеганием и конфронтацией с болезненной реальностью. Можно «дробить» плохие новости на части и предъявлять единовременно пациенту лишь столько информации, сколько он может ассимилировать.

2) сообщать плохие новости, лучше в располагающей, по-домашнему комфортной обстановке и в присутствии людей, которые могут обеспечить достаточную эмоциональную поддержку.

3) врач должен уметь вербальными и невербальными средствами подтвердить нормальность, уместность и своевременность эмоциональных реакций горюющего человека

4) в течение нескольких недель после случая смерти врач должен заверять горюющего в нормальности горя, объяснении (если в этом есть необходимость) его симптомов, поощрять человека на проявления горя.

5) использование психотерапевтических интервенций