Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории музыки - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории музыки
ТВОРЧЕСТВО ДВОРЖАКА
СИМФОНИИ Г. МАЛЕРА
ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 20 ВЕКА.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ. НОВОВЕНСКАЯ ШКОЛА.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ВЕРДИ
ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ «МОГУЧАЯ КУЧКА»
СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРЕЗАДА»
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ РАХМАНИНОВА
ОПЕРЫ ЧАЙКОВСКОГО
БАЛЕТЫ ЧАЙКОВСКОГО
М. ГЛИНКА – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ МУЗЫКИ
МОЦАРТ, КАК СИМФОНИСТ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА).
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (МЕССЫ, ПАССИОНЫ, КАНТАТЫ)
ОРАТОРИИ ГАЙДНА (ВРЕМЕНА ГОДА, СОТВОРЕНИЕ МИРА)
БЕТХОВЕН, КАК СИМФОНИСТ
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЙДНА
ТВОРЧЕСТВО Б. СМЕТАНЫ
ТВОРЧЕСТВО Ф. ЛИСТА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ I ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОЦАРТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ БЕТХОВЕНА
ОПЕРЫ РИМСКОГО-КОРСАКОВА
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО
ТВОРЧЕСТВО МУСОРГСКОГО
ТВОРЧЕСТВО ГЕРШВИНА
ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»
РОМАНСЫ ГЛИНКИ
ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
БАЛЕТЫ ХАЧАТУРЯНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА
ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА
ТВОРЧЕСТВО Б. БАРТОКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РАВЕЛЯ (ИСПАНСКИЙ ЧАС, ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО)
ТВОРЧЕСТВО РАВЕЛЯ
ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Все страницы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)

Особое место в наследии автора «Петрушки» занимает музыкальный театр. Стравинского вообще отличает яркая театральность мышления, которая сказывается в вопло­щенной средствами музыки зримости жеста и пластических «интонаций», в звуковой характерности, чувстве сценического времени, сменах темпо-ритма действия. Конкретные зритель­ные образы часто руководили воображением композитора. Стравинский любил видеть играющий оркестр (ему недоста­точно было только слышать), при этом он получал удоволь­ствие от своеобразного «инструментального театра».

Его собственный музыкальный театр сочетает тенденции, идущие от русского фольклора — разыгрываемой сказки, скоморошьего действа, игры, обряда, кукольного театра, — и вместе с тем отражает приемы комедии дель арте, оперы-сериа и оперы-буффа, средневековых мистерий и японского театра Кабуки. Он учитывает театральную эстетику «Мира искус­ства», Мейерхольда, Крэга, Рейнхардта, Брехта. Театр Стра­винского по своей природе резко отличается от чеховско-ибсеновского «театра переживания». Его природа иная. Это театр показа, представления, театр условный, лишь временами, как особый прием, допускающий открытое переживание. Вот поче­му Стравинский резко (до несправедливости) отвергает веристов, равно как и театр Вагнера.

Стравинский обращается к разным по своим истокам и при­роде сюжетам: сказке («Жар-птица», «Соловей», «Байка», «Сказка о солдате»), обряду («Весна священная», «Свадебка»), древнегреческому мифу («Царь Эдип», «Орфей», «Персефона», «Аполлон Мусагет»), сюжетам, соединяющим реальность и вымысел («Петрушка», «Похождения повесы», «Поцелуй феи»). Можно обозначить темы, проходящие через его музыкальный театр: человек в круговороте сил природы, человек и рок, че­ловек и искушения.

Стравинский «поймал золото перо», разработав в балете сюжет «Ж а р - п т и ц ы». Как известно, кучкисты не жалова­ли этот жанр вниманием. В первом балете новизна стиля Стравинского проступает сквозь корсаковскую стилистику например, в красочном вступлении, по-своему претворяющем корсаковскую идею «мерцания» тонов при малотерцовом сопоставлении трезвучий. Динамически-действенное понимание ритма показывает По­ганый пляс Кащеева царства. Финал балета уже позволяет говорить об изменившемся, творчески свободном отношении к фольклору, когда мелодия растворяется в общей атмосфе­ре ликующей звонкости, создающейся аккордами-блоками:

За «Жар-птицей» с интервалом в год возникает «П e т p у ш к а». Стравинский вместе с либреттистом А. Бенуа показыва­ет гулянья на Масляной, и на фоне их — кукольное представ­ление, в котором дан традиционный любовный треугольник. В центре внимания находится драма влюбленного и страдающего Петрушки, причем привычный для кукольного театра сюжет разыгрывается с неожиданной стороны — как драма незащищенной, тонко чувствующей личности. Аналогичный персонаж выведен в «Балаганчике» Блока и «Лунном Пьеро» Шёнберга, однако герой Стравинского ближе к народному прототипу.

Стравинский совершает поразительный по смелости шаг. До этого, вполне в кучкистских традициях, придерживавшийся типично крестьянского фольклора, он обращается к фолькло­ру, бытующему в городе, – музыке шарманок, гармоник, так называемым мещанским песням, выкрикам зазывал.

Замысел «Весны священной» возник у Стравин­ского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению компози­тора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом.